Аллах призывает своих рабов к прощению, сказав: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд». (сура ал-А`раф, 199). А также Он сказал: « …сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро”. (сура Али Имран, 134). Поистине, милость в сердце раба заставляет его прощать того, кто поступил с ним плохо или несправедливо. И он не наказывает его, когда у него появляется возможность, и это становится причиной его прощения Аллахом. Говорит Аллах: “Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный”. (Сура Нур, 22). Этот аят был ниспослан, когда Абу Бакр – да будет доволен им Аллах – поклялся не расходовать на Мистаха, так как он был из числа тех, кто участвовал в распространении клеветы об Айше – да будет доволен ей Аллах – и была эта клятва наказанием от правдивейшего для Мистаха, и призвал Аллах к прощению словами: “Пусть они простят и будут снисходительны”. А затем указал в конце этого аята, что тому, кто прощает обошедшегося с ним плохо, Аллах простит: “Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас?”
Передается, что Абу Бакр – да будет доволен им Аллах – сказал: Дошло до нас, что Аллах прикажет глашатаю в судный день призвать: Пусть встанет тот, кто оставил у Аллаха что-либо, и встанут те, кто прощал. И Аллах избавит их от наказаний, равных тому, что они простили людям.
Призыв своим хорошим нравом
Ислам хочет, чтобы его сыны были призывающими к религии посредством своего хорошего нрава, поэтому он призывает их к прощению, даже по отношению к неверующим, если они поступили плохо на личностном уровне: «Скажи верующим, чтобы они простили тех, которые не надеются на дни Аллаха, дабы Он воздал людям за то, что они приобретали». (Сура ал-Джасия, 14).
Обращение мусульман с таким высоким нравом с немусульманами становилось причиной принятия многих из них ислама, а примером мусульман был сам пророк ﷺ. АбдуЛлах ибн Мас`уд – да будет доволен им Аллах – сказал: Как будто я смотрю на пророка ﷺ, рассказывающего что-то из его пророчества, и его народ бил его и проливал его кровь, а он вытирает кровь со своего лица и говорит: «О Господь, прости моему народу, поистине, они не знают».
Этот же смысл прослеживается в словах ибн Мас`уда – да будет доволен им Аллах – когда он покупал на рынке еду и хотел расплатиться, обнаружил, что у него украли деньги. И люди принялись взывать к тому, кто взял их, сказал АбдуЛлах ибн Мас`уд: «Если к этому привела его нужда, то пусть Аллах благословит его в этих деньгах, а если он сделал это по причине своей греховности, то пусть это станет его последним грехом».
Прощение первостепенней
Ислам постановил право потерпевшего в наказании поступившего с ним несправедливо тем же вредом, который тот нанес ему, в согласии со справедливостью. Однако прощение и милость, если они не ведут к поощрению несправедливости и упорству в нем, благороднее и выше. Сказал Аллах: «которые мстят, когда против них поступают несправедливо. Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников. Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо. Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. Им уготованы мучительные страдания. А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость». (Сура аш-Шура 39-43).
Слова “которые мстят, когда против них поступают несправедливо” указывают на то, что у верующего есть право на защиту себя, если с ним поступают несправедливо, устанавливая при этом границы для этой самозащиты, которые преступать нельзя.
Затем Аллах с поощрением указывает на более высокую степень, говоря: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом», и в продолжении говорит о том, что поступающие несправедливо не любимы Аллахом: «Воистину, Он не любит беззаконников».
Затем текст аята снова возвращается к тому, что у обиженного есть право на возмездие, и с жесткостью заявляет о том, что поступающих несправедливо ждет наказание в этой жизни и мучительное наказание в жизни вечной: «Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. Им уготованы мучительные страдания».
Затем текст не указывает на достоинство справедливости, чтобы не переключить все внимание на него, однако снова напоминает о достоинстве хорошего отношения, проявления терпения и прощения, объявляя, что для этого требуется решительность: «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость».
Таким образом, приходит это качество в тексте, переплетаясь красноречиво, и в нем наблюдаются движения души, мягкие прикосновения, деликатное направление с заботой о чувствах притесненного и суровым взглядом в сторону притесняющего, заявляя о праве притесненного на возмездие, а затем возвращаясь к мягкому побуждению его к терпению и милости…
В других аятах Курана разъясняется, что уготовано для прощающих: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (Сура Али Имран, 133-134).
Прощение – признак благородства души
Поистине, душа раба, проявляющего милость, благородна, высоки его стремления, велики его кротость и терпеливость. Сказал Муавия – да будет доволен им Аллах: “Будьте мягкими и терпеливыми, пока сможете, и если смогли – то вам прощение и честь”.
Когда АбдульМалик ибн Марван пришел с пленными ибн аль-Ащъаcа во время фитны, сказал АбульМалик Радже ибн Хайва: ”Что ты видишь?” Он ответил: “Что Аллах дал тебе то, что ты любишь и успех, так дай Аллаху то, что любит Он, — милость, и он простил им.
Поистине, милость – из нрава сильных, которые при возможности прощают по воле Аллаха тому, кто поступил с ними плохо.
Милость придает своему обладателю величие
Сейчас некоторые люди лишают себя милости, считая, что это сделает его униженным и презренным. Однако приходит убедительный текст, разъясняющий, что прощение возвышает человека и становится причиной его величия. От Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – передается: “Сказал пророк ﷺ: садака не убавит от вашего имущества, как не увеличивает Аллах в своем рабе милость, кроме как возвеличивая его, и не проявил смиренность ради Аллаха кто-либо, кроме как возвысил его Аллах (передается у Муслима).
Первые из людей, которые заслуживают твоего прощения, — это слабые: жены, дети, слуги и тому подобные. Поэтому, когда Аллах разъяснил, кто из жен и детей станет фитной, он сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура ат-Тагабун, 14).
Человеку свойственно начинать с хорошего отношения с супругом или детьми, и если он увидел в них зло, это причинит ему большие страдания, и возможно, злость его усилится и будет сложно ему проявить милость и простить, потому что он рассматривает зло, нанесенное членом его семьи, в данный момент как вид неблагодарности. Для этого было необходимо направление именно для такого случая к тому, что он прощает, проявляет милость, чтобы заслужить прощение и милость от Аллаха.
Что касается слуг и тому подобных, то спросили о них у пророка ﷺ: До какой степени мы должны прощать слугам? Он замолчал, затем к нему вернулась речь, затем он снова замолчал, и когда он заговорил в третий раз, он сказал: Прощайте им каждый день по 70 раз. (Приводит Абу Дауд, шейх Албани сказал хадис сахих).
О, мой брат:
Если грех достоин прощения, встречай его с милостью и улыбкой!
О Аллах, я прошу Твоей милости и прощения в религии, этой жизни и жизни вечной, хвала Аллаху, Господу миров!
http://musulmanin.com/
Прощение – оружие сильных
Вернуться в «Нрав и Отношения»
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения