Вопрос № 49007: Основная цель и’тикафа и почему мусульмане оставили эту сунну?Почему мусульмане перестали соблюдать и’тикаф, несмотря на то что это сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха? В чем заключается смысл и’тикафа?
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Первое:
И’тикаф является одним из тех настоятельно рекомендуемых деяний, которые Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – прилежно соблюдал.
Доводы о его узаконенности смотрите в ответе на вопрос № 48999.
В жизни мусульман – не считая тех из них, над кем смилостивился Господь – эта сунна уже не находит воплощения. Аналогично ситуация обстоит и с многими другими суннами, которых мусульмане умертвили или почти довели до смерти.
Причин тому несколько. Среди них:
1) Низкий уровень веры во многих душах.
2) Растущий интерес к прелестям и наслаждениям мирской жизни, который приводит к бессилию перед отказом от них даже на короткий промежуток времени.
3) Недооценка Рая в сердцах многих людей. Их склонность к отдыху и покою. Нежелание переносить трудности и’тикафа, пусть даже на пути довольства Аллаха, свят Он и велик.
Тот же, кто познал величие Рая и его блаженств, пожертвует и собою, и тем, чем он дорожит, в целях его достижения. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Воистину, награда Аллаха дорогостоящая. Воистину, наградой от Аллаха является Рай!».
Этот хадис приводит ат-Тирмизи, а аль-Альбани назвал его достоверным (2450).
4) У многих людей любовь к Посланнику – мир ему и благословение Аллаха! – ограничивается лишь словами и не воплощается в поступках. Не выражается она и в воплощении на практике многочисленных пророческих обычаев, среди которых и и’тикаф.
Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и часто поминает Аллаха» (Св. Коран, 33: 21).
Ибн Касир – да помилует его Аллах! – говорит: “Этот почтенный аят является великой основой для следования образцу поведения Посланника Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – в его словах, поступках и состояниях”.
Некоторых праведных предшественников поражало то, как люди оставляли и’тикаф, вопреки тому, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал его регулярно.
Ибн Шихаб аз-Зухри говорил: “Мусульмане удивляют. Они перестали соблюдать и’тикаф, хотя Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – с того момента как прибыл в Медину и до самой смерти не оставлял его”.
Второе:
И’тикаф, который Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – регулярно соблюдал в конце своей жизни – это и’тикаф последних десяти дней Рамадана.
Это определённое количество дней по праву считается этапом воспитательного совершенства, положительные результаты которого быстро начинают проявляться в жизни человека в период тех дней и ночей, которые он проводит в и’тикафе. Позитивный след от него остаётся и в последующих днях жизни, которые человек проживает до следующего Рамадана.
К тому же, насколько сильно мы – мусульманское общество – нуждаемся в оживлении этой сунны и исполнении её должным образом, таким образом, каким исполнял её Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – и его сподвижники.
Сколь великим будет успех тех, кто станет твёрдо придерживаться сунны после того, как люди впали в беспечности, а мусульманская община деградировала.
Третье:
Главной целью и’тикафа Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – было желание застать Ночь предопределения.
Муслим (1167) передаёт, что Абу Са’ид аль-Худри – да будет доволен им Аллах! – сказал: “Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – соблюдал и’тикаф первый десять дней Рамадана, затем в серединной декаде месяца он соблюдал его под турецким шатром (то есть в маленькой палатке), на входе в который висел кусок ткани. [Как-то раз]он взял рукой эту ткань и перекинул её на палатку. После высунул свою голову и обратился к людям. Когда они подошли к нему, он сказал: «Я соблюдал и’тикаф первые десять дней, надеясь застать эту ночь. Затем соблюдал его следующие десять дней. Затем ко мне пришли и сказали: “Воистину, она в десяти последних днях”. Потому, если кто из вас желает соблюдать и’тикаф, пусть соблюдает его». И тогда люди стали соблюдать и’тикаф вместе с ним”.
В этом хадисе содержится ряд установок:
1) Основной целью и’тикафа Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – было желание застать Ночь предопределение, а также готовность к простаиванию её в молитвах и оживлению её поклонением.
Причина тому – великая значимость этой ночи. Всевышний Аллах сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (Св. Коран, 97: 3).
2) Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – усердно надеялся застать эту ночь, пока не узнал, в каком времени она бывает. Он начал с первых десяти дней, затем продолжил следующие десять дней, и так продолжал пребывать в и’тикафе до конца месяца, пока его не известили о том, что она настаёт в одном из последних десяти дней.
Такое поведение является величайшим усердием в поиске Ночи предопределения.
3) Сподвижники – да будет доволен ими Аллах! – следовали примеру Посланника Аллаха, мир ему и благословение. Они начали соблюдать и‘тикаф, и до конца месяца не прекращали его вместе с Пророком. Так происходило по причине их активности в подражании ему.
4) Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – проявлял к своим сподвижникам снисхождение и милосердие. Он знал насколько трудно соблюдать и’тикаф и поэтому предоставил им свободу выбора: продолжать соблюдать его вмести с ним или прекратить. Он сказал:«Потому, если кто из вас желает соблюдать и’тикаф, пусть соблюдает».
Помимо этого, у и’тикафа есть и другие назначения. Среди них:
1) Максимальное отрешение от людей, при котором человек полностью концентрируется на Аллахе, всемогущ Он и велик.
2) Облагораживание сердца посредством целостного обращения к Аллаху, благословен Он и возвышен.
3) Прерывание всех связей для предания себя чистому поклонению в виде намазов, молитв, поминаний Аллаха и чтения Корана.
4) Оберегание поста от всех удовольствий и наслаждений, которые могут плохо на него повлиять.
5) Ограничение дозволенных мирских дел и воздержание от многих из них, имея возможностью заняться ими.
См. книгу «И’тикаф назра тарбавийа» («И’тикаф: воспитательная сторона») доктора ‘Абду-ль-Лятыфа Бальто.
Ислам: Вопрос и Ответ
Перевод: Арсен Шабанов [islamcivil.ru]
Назначение и’тикафа
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения