Молитва без омовения и очищения землей

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Молитва без омовения и очищения землей

Сообщение admin »

Вопрос:

Я мусульманин в инвалидном кресле и мой вопрос касается омовения.

Я не могу ничего держать рукой. Есть человек, который каждое утро приходит и помогает мне купаться. Достаточно ли мне этого на весь оставшийся день? Я пытаюсь брать таяммум, но не могу протереть все лицо полностью, и преодолеваю большую трудность, чтобы положить руки на землю для таяммума. Прошу вас дать мне совет.





Ответ:

Хвала Аллаху.

Из того, с чем пришел ислам – это облегчение и легкость для людей, и он не возлагает на них то, что они не могут выдержать. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (Коран. 2:286).

Аллах обязал мусульман совершать омовение и довольствовался им для них, однако зная слабость некоторых из них сделал для них облегчение и узаконил таяммум (ритуальное очищение землей), сделав его заменой воды и очищением для мусульманина.

Если совершение таяммума является сложным для человека, то ему можно совершать молитву без омовения и без таяммума, и это подобно тому, кто не нашел одежду для того, чтобы прикрыть свой аурат в молитве и ему разрешено совершать ее без одежды.

Если кто-то помогает тебе купаться или брать омовение, то это очень хорошо, и этого достаточно тебе на весь день, если не было большого или малого осквернения, которое испортило твою ритуальную чистоту.

Если ты делаешь таяммум сам или кто-то тебе помогает, то достаточно провести рукой по земле и протереть то, что ты можешь из лица.

По причине трудности и болезни ты можешь совмещать две молитвы, если тебе будет нелегко взять омовения ко времени второй молитвы.

Если у тебя нет возможности ни взять омовение, ни сделать таяммум и осталось мало времени для совершения молитвы, то ты обязан помолиться, если даже нет очищения ни водой, ни землей.

Доводы на то, что человеку разрешено совершать молитву, если он не может очиститься:

Передается от Айшы, что она одолжила у Асмы ожерелье, и оно потерялось. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил человека (на поиски) и он нашел его. Их настигло время молитвы, но у них не было воды, и они помолились. Они пожаловались об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах ниспослал аят о таяммуме. И сказал Усайд бин Худейр Айше: «Да воздаст тебе Аллах благом! Что бы ни случилось с тобой из того, что тебе не нравится, Аллах делает это для тебя и для мусульман благом» (Аль-Бухари, 329; Муслим, 367. Приводится версия Муслима).

А в другой версии, которая приводится у Ат-Табарани и Абу ‘Авана, ясно говорится, что они молились без омовения.

Передается от Айши, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Усайда бин Худейра и других людей вместе с ним на поиски ожерелья, которую потеряла Айша. Настало время молитвы, и они помолились без омовения. А когда они пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то пожаловались ему об этом и был ниспослан аят о таяммуме. Добавил Ан-Нуфайли: «И сказал Усайд бин Худейр: «Да воздаст тебе Аллах благом! Что бы ни случилось с тобой из того, что тебе не нравится, Аллах делает в этом для тебя и для мусульман облегчение» (передали Абу ‘Авана, 873; Ат-Табарани, 131).

Это является доказательством на то, что отсутствие воды, а это было единственным средством для очищения до узаконения таяммума, делает дозволенным молиться без омовения, и уж тем более должна быть дозволена молитва при отсутствии земли, которая ниже по степени, чем вода.

Это указывает на то, что тот, кто потерял средство для очищения, будь это по причине его отсутствия и отсутствия возможности найти его, или отсутствие возможности его использования хоть оно и есть, ему разрешается совершить молитву без очищения.

Имам Аль-Бухари назвал главу, в которой привел вышеупомянутый хадис «Глава: Если не найдет ни воды, ни земли».

Сказал Ибн Рашид: «Автор, как будто посчитал неузаконенность таяммума, как отсутствие земли, после того, как он стал узаконенным. Как будто он говорит: «Их решение в случае отсутствия очищающего вещества, которым является вода, в частности, подобно нашему решение при отсутствии двух очищающих вещей: воды и земли. И тем самым выявляется соответствие хадиса с названием раздела, потому что в хадисе нет того, что у них не было земли, а в нем то, что у них не было только воды. И в этом довод на обязательность совершение молитвы тому, кто потерял оба средства очищения. И видом указания на это является то, что они молились убежденными в обязательности этого, и если бы тогда молитва была запрещена, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упрекнул бы их за это. Об этом сказали Аш-Шафии, Ахмад, большинство мухаддисов и большая часть последователей Малика» («Фатх-уль-Бари», 1/440).

Сказал Ибн аль-Кайим: «Ситуация с отсутствием земли подобна ситуации, когда таяммум не был узаконен, и нет тут разницы. Поистине, они молились без таяммума в связи с тем, что в то время он не был узаконен. В таком же положении находится и тот, кто помолился без таяммума из-за отсутствия того, чем можно сделать таяммум. Так какая же разница между отсутствием того, чем можно сделать таяммум и между отсутствием его узаконенности. И согласно къиясу (суждение по аналогии) и сунне тот, у кого нет воды и земли, молится в соответствии с его положением. Поистине, Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей, и он не повторяет эту молитву, потому что он сделал то, что ему было велено. И он не обязан повторять ее подобно тому, кто оставил стояние, направление к кибле, одежду, чтение (Корана) из-за неспособности это сделать. И это является обязательным из священных текстов и кияса» («Тахзиб сунан Аби Дауд», 1/61).

Сказал Ибн Кудама: «… и потому, что это условие из условий молитвы, и оно спадает при невозможности его совершения подобно другим ее условиям и столпам, и потому, что он выполнил свою обязанность в соответствии с возможностью. И он не обязан повторять ее подобно тому, кто неспособен закрыть свой аурат и молился раздетым, и неспособному повернуться в сторону киблы и молился в другую сторону, и неспособному стоять и молился сидя» («Аль-Мугни», 1/157).

Сказал Аш-Шаукани: «И слова: «и помолились без омовения» группа исследователей (мухаккиков), в том числе и автор, привели в качестве довода на обязательность молитвы при отсутствии средств для очищения: воды и земли. И в хадисе нет того, что у них не было земли. В нем говорится, что у них не было только воды, однако отсутствие воды в то время подобно отсутствию воды и земли, потому что тогда не было другого средства очищения, кроме воды. И доводом, указывающим на это является то, что они молились будучи убежденными в обязательности молитвы, и если бы молитва в это время (без омовения) была бы запрещена, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил бы им порицание. Об этом сказали Аш-Шафии, Ахмад, большинство мухаддисов и большая часть последователей Малика» («Нейль-уль-Аутар», 1/337).

Это слова ученых по этому вопросу, и это является более достоверным мнением, которому следуют.

И если ты не находишь того, кто поможет тебе сделать таяммум, то ты находишься в положении того, кто не нашел воду и землю, в связи с отсутствием силы на это.

А Аллах знает лучше.



[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]



Руслан Эбзеев [islamcivil.ru]
Ответить

Вернуться в «Намаз»