АРГУМЕНТЫ ЗАЩИТНИКОВ НОВОВВЕДЕНИЙ

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

АРГУМЕНТЫ ЗАЩИТНИКОВ НОВОВВЕДЕНИЙ

Сообщение admin »

ПЕРВЫЙ. Халиф 'Умар (да будет доволен им Аллах) собрал мусульман для молитвы тарауих и сказал: "Это благое < нововведение >". (Аль-Бухари).
Это высказывание используется новаторами для оправдания "благого < нововведения >" (< бид'а > хасана). Но они неправильно истолковывают истинную цель высказывания 'Умара, которую можно уяснить, если ознакомиться с контекстом.
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), в начальный период научил молитве тарауих, мусульмане совершали её поодиночке или небольшими группами, а затем в течение трех ночей они молились в джама'а позади Пророка. Затем он остановил их от этого, сказав: "Я опасаюсь, что это (коллективный тарауих) станет обязательным для вас". После этого, вновь, мусульмане молились поодиночке или небольшими группами, и это продолжалось во время правления Абу Бакра и в начале правления 'Умара. Затем 'Умар однажды пришел в мечеть и увидел мусульман, молящимися небольшими группами, поэтому он собрал их в джама'а, чтобы совершить молитву позади Убайи ибн Ка'б и Тамима Ад-Дари и сказал вышеприведенную фразу. Это повествование передано у Аль-Бухари, и в "Аль-Муатта", и в других сборниках.
Во-первых: как может действие 'Умара считаться < нововведением >, если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поступал подобным образом в свое время? Но и молиться небольшими группами также было в обычае мусульман. Следовательно, молитва тарауих в джама'а была уже установлена в Сунне и практике сподвижников.
Во-вторых: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил причину, по которой он приостановил коллективную молитву. Поскольку откровение все еще ниспосылалось, существовало опасение, что молитва в такой форме может представиться мусульманам обязательной, и стать тягостью для них. После кончины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - откровение прекратилось, поэтому причины для этого опасения - отпали. Следовательно, Умар (да будет доволен им Аллах) восстановил эту форму молитвы во время своего правления, потому что знал, что его действие уже не станет обязательным для Уммы.
В-третьих: все сподвижники согласились с этим деянием 'Умара (да будет доволен ими всеми Аллах), т.е. по этому вопросу имело место согласие (иджма). И ученые-правоведы установили, что согласие не может иметь место, за исключением того, что для него есть ясный текст в шари'ате.
В-четвертых:как нам понимать высказывание 'Умара: "Это - благое < нововведение >", когда деяние, которое 'Умар назвал здесь "< бид'а >", уже практиковалось Пророком (мир ему и благословение Аллаха) до этого? Очевидно, что слово "< бид'а >" здесь может быть принято только в его лингвистическом смысле, а не в шари'атском. Т.е. когда 'Умар сказал это, он не имел в виду термин в смысле законоположения, как некоторые могут понять его сегодня. Как много слов, которые означают одну вещь в обычном языке, но другую - в шари'ате! Лингвистический смысл: "нечто новое", потому что молитва в джама'а не совершалась во время правления Абу Бакра и в начальном периоде правления 'Умара.
Поэтому Абу Йусуф сказал: "Я спросил Абу Ханифа относительно тарауих и о том, что сделал 'Умар, и он ответил: "Тарауих - явная Сунна и 'Умар не делал этого, исходя из своего собственного предпочтения, и не было в его деянии никакого < нововведения , и он не предписывал его, за исключением того, что у него имелась основа для этого и исходила она от Пророка…". ("Шарх Мухтар", приведено из "Аль-Ибда", Али Махфуза, с. 80).

ВТОРОЙ. Джарир ибн Абдулла Аль-Баджали (да будет доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы ни начал хорошее дело (сунна хасана) и за ним последовали другие, получит свою награду и награду, равную таковой тех, кто последовал за ним, не умаляя их награды ни насколько. Кто бы ни начал дурное дело и за ним последовали другие, понесет бремя своего греха и бремя греха, равное таковому тех, кто последовал за ним, не умаляя их бремени ни насколько". (Ат-Тирмизи, 2675. Он сказал: Это - сахих хасан хадис).
Новаторы используют это повествование как доказательство того, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узаконил нововведение.
Для того чтобы точно уяснить смысл сказанного Посланником, обратимся к контексту повествования.
Есть история этого хадиса, которая разъясняет, что означает: "...кто бы ни начал хорошее дело...". Имам Муслим сообщил об этой истории от Джарира ибн Абдулла, который и рассказал этот хадис. Он сказал:
"Несколько человек из бедуинов пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), одетые в грубые шерстяные одеяния. Он увидел, что они были в плачевном виде и отчаянной нужде, поэтому стал убеждать людей дать им милостыню. Люди замешкались с ответом (на его призыв), и это можно было увидеть на его лице (т.е. он был расстроен). Затем мужчина из ансаров принес сверток с серебром, затем пришел другой, и другой, и другой, и его (Пророка) лицо осветилось радостью. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы ни начал хорошее дело и за ним последовали другие, получит свою награду и награду, равную таковой тех, кто последовал за ним, не умаляя их награды ни насколько. Кто бы ни начал дурное дело и за ним последовали другие, понесет бремя своего греха и бремя греха, равное таковому тех, кто последовал за ним, не умаляя их бремени ни насколько". (Передал Муслим, 1017).
Более подробное разъяснение можно найти в сообщении, переданном Ан-Ниса'и, также от Джарира ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Мы были с Посланником Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) однажды рано утром, когда несколько человек, почти нагие и босиком, с мечами на боку, пришли к нему. Большинство из них, если не все они, были из (племени) Мудар. Лицо Посланника изменилось, когда он увидел: насколько они бедны (т.е. он сильно расстроился). Он вошел (в свой дом), затем вышел и приказал, чтобы Биляль возвестил призыв к молитве. Он возглавил людей в молитве, затем обратился к ним, прочитав:
"O люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей (т.е. не разрывайте отношений родства)". (Ан-Ниса' 4:1).
"...Бойтесь Aллaxa, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра…". (Аль-Хашр 59:18).
(Затем он сказал): "Пусть человек даст милостыню из своих динаров, своих дирхамов, своей одежды, своей пшеницы или своих фиников, даже если это - только половинка финика". Мужчина из ансаров принес сверток, который он мог едва нести в руке, затем пришел другой, и другой, пока там не стало две кучи денег, пищи и одежды. И я увидел лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сияющее радостью. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы ни начал хорошее дело в Исламе, получит свою награду и награду, равную таковой тех, кто последовал за ним, без умаления хоть на сколько-нибудь их награды. И кто бы ни начал дурное дело в Исламе, понесет бремя своего греха и бремя, равное таковому тех, кто последовал за ним, без умаления хоть на сколько-нибудь их бремени". (Передал Ан-Ниса'и в "Аль-Муджтаба, Китаб аз-закят, Баб ат-тахрид 'аля ас-садака").
Из контекста истории ясно, что подразумевается под словами: "...кто бы ни начал хорошее дело (сунна хасана) в Исламе...". Это высказывание относится к тому, кто возрождает часть Сунны Пророка (мир ему и благословения Аллаха), или учит ей других, или призывает других следовать ей, или действует, согласно Сунне, так, чтобы другие видели или слышали его и последовали его примеру. Ведь человек, который принес сверток с серебром, не привнес новый вид поклонения или не практиковавшуюся ранее форму обряда. Он только дал милостыню, которая уже была узаконена как деяние поклонения Аллахом и Его посланником.
Это также ясно из хадиса, переданного Абу Хурайрой ...(да будет доволен им Аллах), который сказал:
"Человек пришел к Пророку (мир ему и благословения Аллаха), и он убеждал людей дать ему милостыню. Один мужчина сказал: "Я имею то-то и то-то", и не осталось ни одного человека в собрании, который не дал бы что-нибудь в качестве милостыни ему, много или мало по количеству. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы ни начал что-то хорошее, а другие последуют за ним, получит полную награду и награду подобную таковой тех, кто последовал за ним, без умаления хоть насколько от их награды. Кто бы ни начал что-то дурное, а другие последуют за ним, понесет полное бремя греха, и бремя подобное таковому тех, кто последовал за ним, без умаления хоть насколько от их бремени". (Передал Ибн Маджа в Ас-Сунан, 204).
Из вышесказанного без сомнений вытекает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не узаконил в этих своих изречениях ничего подобного тому, что измышляют защитники нововведений. И эти повествования были детально разобраны учеными Ислама. Их анализ кратко можно изложить следующим образом:
Во-первых: слово "Сунна", использованное в хадисе использовано в своем лингвистическом смысле (т.е. как "практика", "дело"), но не в его шари'атском смысле (т.е. как путь Пророка). Иначе это означало бы, что есть Сунна (как путь) - дурная, "кто бы ни начал дурное дело (Сунна) в Исламе". Т.е. мы должны понимать это как "благой пример" и "дурной пример".
Во-вторых: Сподвижник, первым подавший милостыню, не сделал ничего нового, потому что подаяние милостыни узаконено с самых первых дней Ислама мекканскими сурами. Напротив он просто осуществлял уже узаконенное дело. Поэтому высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "благая Сунна" имело место тогда, когда люди замешкались, но затем один мужчина подал милостыню, и за ним последовали другие. Он - ОБНОВЛЯЛ Сунну, которую оставили. Смысл и значение выражения "благая Сунна" - в возобновлении уже существующей Сунны, но не в изобретении новой.
Следовательно, мы не цепляемся за вырванное из контекста высказывание, но анализируем все, относящееся к нему, изучаем цель тех или иных изречений Посланника. Цель этого хадиса - поощрить обновление Сунны в то время, когда ее оставляют или забывают. Именно поэтому ранние ученые Ислама приводили этот хадис под заголовками таких глав, как: "Награда того, кто обновляет Сунну". Как это сделал в 4 в.х. Имам Аль-Лялика'и, в своей энциклопедической работе, подробно разъясняющей вероубеждение ахлю-с-Сунна, "Шарх усуль и'тикад ахлю-с-Сунна уа-ль-джама'а".
В-третьих: значение фразы "дурная сунна" должно пониматься в подобном же ключе. Т.е. это относится к тому, кто обновляет дурное дело. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) привел в пример двух сынов Адама, когда один убил другого. Поэтому убийца, понесет бремя своего греха за это деяния и бремя греха всех, кто убьет в будущем, следуя его сунне, без уменьшения греха им. И убийство было запрещено со времени первого пророка до последнего (мир им всем и благословение Аллаха).
В-четвертых: хадис использует термины: "благое" и "дурное", и из того, что было упомянуто выше, - ясно, что Ислам уже дал четкое, законченное различение между благим и дурным. И если мы скажем иначе, то обвиним религию в неполноте и недостаточности. Поэтому Имам Аш-Шафи'и отвергал истихсан (объявление чего-либо благим, что не было узаконено как благое в шари'ате), сказав: "Кто бы ни объявил что-либо благим, объявляет это частью шари'ата".
Ответить

Вернуться в «Объявления»