С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Ибн Кайим в «И'лям уль-Мувакиин» (том 3, стр. 78) сказал:
«И это чистое понимание (фикх) [Шариата]. И тот, кто даёт людям фетвы лишь на основании того, что приводится в книгах, несмотря на разницу обычаев людей, обыкновений, времени, обстоятельств, особых условий их положения, тот сам впал в заблуждение и вводит в заблуждение других. И его преступление против религии более велико, чем преступление лечащего людей без учёта их места проживания, привычек, времени, в котором они живут, их анатомии – но лишь на основании того, что в некоей медицинской книге им был найден некий похожий случай. Такой лекарь является невежественным лекарем, а упомянутый муфтий является невежественным муфтием, хотя, от его действий вреда гораздо больше...».
Хукмы (положения или статусы) в Шариате являются неизменными. Все ученые согласны, что: воровство не может стать желательным, хиджаб – необязательным и т.д. Так как говоря подобное, человек заявляет, что религия может со временем измениться .
Что касается фетвы , то она может измениться со временем и т.д. Пример этому, который часто приводят ученые. В год правления Умара, да будет доволен им Аллах, который был назван годом «рамада». Тогда голод. В этот год Умар приостановил отрезание руки вору. Объясняя это, ученые не говорили, что воровство стало дозволенным. Однако, появилась причина, которая сделало сомнительным само наличие воровства. Так как из-за многочисленных смертей, стало сложно определять: было ли своровано нечто, чтобы не умереть с голоду, или просто ради воровства. Заповедь Шариата сохранилась: воровство – запретно, но наказание за это было приостановлено из-за сомнений в наличии оного.
Итак, изменение времени, места и т.п. не изменяет норм ( хукм ) Шариата, но влияет на наличие самих этих вещей.
Еще один пример. Жена и муж спорят о выдаче махра. Жена утверждает, что махра она не получила, муж – обратное. В этом вопросе ученые возвращаются к основе: к тому, что махра не было. То есть мужу необходимо подтвердить, что махр был выдан. Однако, ученые Медины в первые века по Хиджре брали основой в подобном вопросе, что муж дал ей махр. Почему? Так как в то время в Медине муж входил к своей жене (начинал с ней жить) только после выдачи махра. Поэтому, более вероятным было то, что муж махр выплатил. Но эту фетву судья не может практиковать в обществе, где махр может выдаваться и после начала семейной жизни.
• Остается вопрос: изменяется ли фетва с изменением каждого обычая?
Ученые отмечают, что обычаи бывают двух видов.
Обычаи, на которые Шариат уже указывает запретом или приказом. Заповеди (нормы), связанные с этими обычаями, не меняются по истечении времени или изменении места. К примеру, ходить раздетыми. Известно, что обычаем в некоторых африканских странах является ходить голыми или почти голыми. Частичное раздевание присутствует и в наших странах, особенно на пляжах. Если мусульманка отправится на пляж, к примеру, верными ли будут наши слова о том, что здесь в этом месте обычаем является появление в купальниках, поэтому ей тоже можно раздеться? Нет, так как покрытие (хиджаб) – заповедь Шариата, не меняющаяся со временем и местом.
Или , в нашем обществе принято относится к двоюродным братьям, как к родным. Меняет ли этот обычай заповедь о том, что нам необходимо прикрываться перед ними, не оставаться наедине и т.д? Нет, так как заповедь Шариата уже прописана в этом вопросе, и она неизменна.
Второй вид обычаев не связан с приказом или запретом Шариата. Именно подобные обычаи могут повлиять на изменение фетвы . Примеры были приведены выше.
Что Изменяется: Хукм Или Фетва?
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения