Испытание горем

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Испытание горем

Сообщение admin »

Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он очень сильно любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари, № 6424).

* * *

Это один из хадисов-кудси[1], которые, согласно наиболее верному определению, и по смыслу и по форме (словам) исходят от Аллаха, потому что в нем говорится: «Для Моего верующего раба», и будь это слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он бы сказал просто: «Для верующего раба». К тому же, в самом хадисе он говорит: «Сказал Всевышний Аллах…», а это значит, что далее следуют Слова Аллаха.

Некоторым это покажется странным, и они скажут: «Если бы хадис-кудси был Словами Аллаха, Он был бы Кораном». Но это не так, потому что Коран – это не все Слова Аллаха, а только часть их. Например, Священные Писания, ниспосланные предыдущим посланникам, тоже представляют собой Слова Аллаха, но при этом они не Коран. Так же и хадис-кудси. Но давайте перечислим главные отличия хадиса-кудси от Корана:

1 – Кораническая фраза – чудо, и ни один человек не способен создать равную ей, а хадис-кудси таковым не является.

2 – Коран со всеми его аятами передается большим числом людей, тогда как хадис-кудси вполне может передаваться одним единственным человеком, и он может быть как достоверным, так и хорошим, слабым или присочиненным.

3 – Чтение Корана является поклонением, а чтение хадиса-кудси – нет.

Этот хадис напоминает нам о другом вопросе экзамена, которому подвергает Аллах человека в этом мире. Это испытание посредством несчастий. Расскажем о нем вкратце.

Во-первых: несчастья и трудности – обычай, установленный Всевышним Аллахом в нашем мире, и на долю каждого человека непременно выпадает что-то из них. Говорит Всевышний: «Мы непременно испытаем вас чем-то из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (сура 2, аят 155). И говорит Он: «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (сура 2, аят 214).

Во-вторых: несчастья вовсе не обязательно являются отмщением, наказанием и унижением. Сказал Всевышний: «Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!». Вовсе нет» (сура 89, аяты 16-17). Они испытания, в которых заключена не одна мудрость:

- Появление довода. Всевышний Аллах рассчитывает человека только за намерения, слова и дела, совершенные им после того, как Аллах разъяснил ему, что он обязан делать и что ему делать желательно. И если бы Аллах, сотворив людей, не подверг их испытанию, а просто сказал бы части из них: «Войдите в Огонь», они бы сказали: «Господи, дай нам шанс! Проведи нас через что хочешь, и мы исполним все Твои веления!». И если им не будет предоставлена такая возможность, они будут чувствовать, что с ними поступили несправедливо. Поэтому Аллах даровал им такую возможность в этом мире, чтобы потом имелся довод против них. И при всем при этом многобожники в Судный День будут клясться Всевышним Аллахом, что они не придавали Аллаху сотоварищей. Говорит Всевышний: «Тогда у них не будет никакого оправдания, кроме слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!» (сура 6, аят 23).

Передает Анас ибн Малик: «Мы сидели у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он улыбнулся и сказал: «Знаете ли вы, почему я улыбаюсь?». Мы сказали: «Аллах и Его Посланник знает об этом лучше». Тогда он сказал: «Улыбку вызвало у меня обращение раба к своему Господу. Он говорит: «Господи, разве Ты не защитил меня от несправедливости?». Аллах отвечает: «Конечно». Тогда он говорит: «Поистине, я не приму иных свидетелей против меня, кроме свидетеля от меня самого». Тогда Аллах говорит: «Достаточно сегодня тебя самого против тебя же свидетелем». И Он запечатает его уста и скажет членам его тела: «Говорите!». И они расскажут о его делах. После этого ему будет возвращена способность говорить, и он скажет: «Проклятье вам, и это вас я оберегал и защищал!» (Муслим, № 2969).

Это и есть значение Слов Всевышнего: «Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали» (сура 36, аят 65), а также Его Слов: «Когда же они достигнут его, их слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали. Они скажут своим кожам: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?» Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах, Который заставил говорить всякую вещь» (сура 41, аяты 20-21). И это отрицание – после того, как они придавали Аллаху сотоварищей и ослушивались Его. А что бы было, если бы Аллах не дал им такого шанса?

- Испытание и выявление истинной сущности людей. Беды и несчастья заставляют проявляться натуру человека, и сразу проводят разделительную черту между хорошим человеком и дурным, правдивым и лжецом, верующим и лицемером. А в этом заключается огромная польза для мусульманского общества. В аятах, в которых рассказывается о битве при Ухуде и о том, что постигло мусульман в ней, Всевышний Аллах говорит, разъясняя одну из мудростей, заключенных в этом бедствии и испытании: «Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого» (сура 3, аят 179).

К тому же, в беде человек сразу отличает настоящих друзей от приживал, ищущих в дружбе с ним свою выгоду. Сказал поэт:

Пусть воздаст Аллах несчастьям всяким благом,

Даже если из-за них слюною давлюсь я, рыдая.

За одно благодарен я им – за то, что с их помощью

Смог отличать я врага от друга.

- Прощение грехов. Порой Аллах решает наказать человека за какой-то грех уже в этом мире, не откладывая воздаяние до Судного Дня. А наказание в Вечном Мире, безусловно, намного страшнее и тяжелее, чем наказание в этом мире, каким бы оно ни было.

Сказал Всевышний: «…а мучения в Последней Жизни будут еще ужаснее! Если бы только они знали!» (сура 68, аят 33). Священных текстов о прощении грехов через несчастья очень много. Среди них – слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не перестанут постигать верующего или верующую испытания, касающиеся их самих, их детей и имущества, до тех пор, пока не встретят они своего Господа без единого греха» (Ат-Тирмизи, № 2510, хороший достоверный хадис).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах желает Своему рабу блага, он наказывает его (за грехи) уже в этом мире. А если Он желает Своему рабу зла, он оставляет его грехи без наказания (в этом мире), чтобы потом воздать ему сполна в Судный День» (Ат-Тирмизи, хороший достоверный хадис).

Передают Абу Саид аль-Худри и Абу Хурейра (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари, № 5641).

- Возвышение степеней. Это относится к испытаниям, постигающим пророков и праведников, которые терпеливо переносят эти испытания, и за это их терпение возвышается их положение у Всевышнего Аллаха. И одним из доказательств этого служит хадис этой главы: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он очень сильно любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха».

Передают со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего, лишив его двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит Рай» (Аль-Бухари, № 5653).

Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза.

- Предупреждение и предостережение, когда человек допускает небрежность и упущения в некоторых делах – чтобы он осознал свою вину и задумался о том, что делает. Это подобно предупреждению, адресованному небрежному служащему или студенту. Если они примут его к сведению и исправятся, это пойдет им на пользу, а если нет, тогда их ждет заслуженное наказание.

Одно из доказательств этого – Слова Всевышнего: «Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными. Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а Шайтан приукрашивал для них то, что они совершали» (сура 6, аяты 42-43).

В данном случае Аллах подверг их нищете и недугам, потому что они пренебрегли смирением и обращением к Аллаху с мольбой. Однако они не поняли смысла этого испытания, и не проявили смирения, кротости и покорности – Шайтан приукрасил им их прошлые деяния, и они продолжили совершать их.

- Умерщвление как наказание тем, к кому пришло предупреждение, но оно не принесло им пользы, и они продолжили совершать грехи. Сказал Всевышний: «И погубили Мы их за их грехи» (сура 6, аят 6). И сказал Он: «Мы погубили поколения, жившие до вас, поскольку они поступали несправедливо и не уверовали в Наших посланников, явившихся к ним с ясными знамениями. Так Мы наказываем грешных людей» (сура 10, аят 13).

- Напоминание человеку о милостях Всевышнего. Потому что человек, которому даровано зрение, забывает о том, какое это благо, и не ценит его должным образом. Но вот Аллах испытывает его временной потерей зрения, и когда оно к нему возвращается, человек по-настоящему осознает его ценность.

Если милости и блага постоянно сопутствуют человеку, он забывает о них и не благодарит за них, и Аллах забирает их у него, а потом возвращает снова – как напоминание ему, чтобы он благодарил Аллаха за эти милости.

Более того, несчастья служат напоминанием о милостях Аллаха не только тому, кого они постигают, но и окружающим людям. Человек, видя сумасшедшего, начинает понимать, какое великое благо разум. А видя неверующего, который живет подобно скотине, человек ощущает ценность веры. Видя больного, он начинает ценить здоровье, а видя бедного, узнает цену богатству. Увидев невежду, он понимает, каким благом является знание… Так чувствует открытое и бдительное сердце… Что же до тех, у кого нет сердца, то они не благодарят Аллаха за Его милости, но ведут себя заносчиво и надменно и проявляют высокомерие по отношению к творениям Аллаха.

- Несчастья мешают человеку привязаться к этому миру. Если бы в этом мире не случалось бед, человек любил бы его намного сильнее и забыл бы о Мире Вечном. Однако несчастья и горести не дают ему этого сделать и заставляют его трудиться ради Мира Вечного, в котором нет горя и нет испытаний.

- «Закаливание» личности верующего и исправление ее. Недаром Аллах предопределил Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) расти сиротой. Ведь дети, которых балуют и чрезмерно любят, обычно вырастают изнеженными, капризными и испорченными.

Испытание – суровая закалка, которая выявляет и увеличивает энергию человека.

- Иногда в испытании бедой заключена больше чем одна мудрость, как это было в битве при Ухуде: «Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников, и чтобы Аллах очистил уверовавших и уничтожил неверующих» (сура 3, аяты 140-141).

Из этих аятов можно выделить указания на смысл произошедшего во время битвы:

1 – Удача и победы сопутствуют то одним, то другим людям. А для этого есть свои причины, и в этом заключен особый смысл.

2 – Довод против тех, кто покинул свои места и двинулся назад.

3 – Возвышение степеней павших в бою (шахидов).

4 – Выявление верующих.

5 – Наказание неверным.

Например, человеку в качестве испытания дается непочтительный, не уважающий родителей и родных ребенок. Он горе для всей своей семьи, и он горе для самого себя – когда достигает старости. Одновременно он испытание для общества – позаботится оно о нем или нет. Он также напоминает другим о Его милости к ним. И если его родители и другие члены его семьи проявят терпение, и проявит терпение он сам, а общество выполнит свой долг по отношению к нему, и люди вспомнят о милостях Аллаха, что им дарованы, то все они будут вознаграждены в соответствии со своими делами.

- Не все, что представляется человеку несчастьем и затруднением, является таковым в действительности. Порой человек смотрит на происходящее односторонне, и от него ускользают другие, более важные стороны этого события. Но потом, спустя какое-то время, человек понимает, что во всем случившимся было на самом деле немало хорошего. А иногда он даже приходит к выводу, что это была вовсе и не беда, а, напротив, благо. Сказал Всевышний: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2, аят 216).

Значит, случившееся может нести в себе благо для религии человека и его жизни в Мире Вечном, а порой и для жизни ближней.

В-третьих: множество испытаний, выпадающих на долю человека, вовсе не признак того, что он – неверующий или заядлый грешник. Как раз наоборот – больше всего в этой жизни достается лучшим и самым богобоязненным. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как-то спросили: «Кого из людей постигают самые тяжелые испытания?». Он ответил: «Пророков, а затем лучших из людей. Человек подвергается испытаниям в соответствии со своей верой. И если вера его крепка, ему добавляются испытания, а если вера его слаба, испытания его будут соответствовать его вере. И испытания не перестанут сыпаться на раба Аллаха до тех пор, пока не станет он ходить по земле без единого греха» (Ат-Тирмизи, № 2509, хороший достоверный хадис).

Поэтому мы видим, что на тех, кто привержен истине, блюдет все, чем доволен Аллах, и не приемлет уклонения от религии Аллаха, испытания так и сыпятся. Что-то случается с ними самими, к ним приходит нужда, их увольняют с работы, лишают свободы, бросают в тюрьмы, ставят для них виселицы и подвергают всевозможным мучениям. Таков обычай Аллаха в отношении подобных людей. Так было в прошлом, так оно есть сейчас, и так оно и останется в будущем. И всем этим испытаниям они подвергаются лишь для того, чтобы в Судный День имелся довод в их пользу, и чтобы возвысились их степени в Садах Вечности.

Некоторым это может показаться странным: как же на долю пророков выпадают самые тяжелые испытания? Разве не должно быть наоборот?

Чтобы ответить на этот вопрос, приведем такой пример. Экзамены студента сложнее, чем экзамены старшеклассника, а экзамены старшеклассника сложнее, чем экзамены ученика начальной школы. И если бы кто-то из них сказал, что на каждом последующем учебном этапе экзамены должны становиться легче, он бы вряд ли сумел кого-нибудь убедить.

Так же и человек – чем крепче его вера и чем благороднее его поведение, тем сложнее его экзамен. Однако и награду за него он получает большую, и степень его в Раю будет выше. Точно так же студент по окончании университета получает диплом более ценный, чем диплом того, кто окончил школу – потому что экзамен у него сложнее. И это вполне логично. А вот если все сделать наоборот, в этом уже никакой логики не будет.

В-четвертых: верующий способен превратить любое несчастье во благо. И это не просто слова, которыми верующий обманывает себя и одурманивает свои чувства. Это реальность, не подлежащая сомнению. Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим, № 2999).

И действительно, когда мусульманин подвергается испытанию, он теряет что-то из этого мира, но если он при этом проявляет терпение, он приобретает огромную награду в Мире Вечном. А полученное им в Мире Вечном, несомненно, намного значительнее того, что он потерял в этом мире. Таким образом, он возместил свои потери и еще и получил прибыль, и это удается только верующему.

В-пятых: человек успешно сдает этот экзамен, когда проявляет терпение и довольство и благодарит, и он проваливается на нем, когда не проявляет терпения. Человек, встречая испытания, делает одно из четырех:

1 – Проявляет нетерпение: то есть, он избирает незаконные с точки зрения Ислама пути, чтобы избавиться от постигшего его несчастья и решить возникшую у него проблему. Например, тот, кто был испытан бедностью, начинает воровать, брать взятки и мошенничать. А тот, чьим испытанием стала тяжелая смерть, начинает роптать на Аллаха и сердиться. Нетерпение запретно (харам), оно является грехом, и за него человека ожидает наказание в Судный День.

2 – Проявляет терпение: то есть, для избавления от трудностей и преодоления возникших на его пути препятствий человек пользуется только узаконенными Исламом средствами, и не идет по «незаконным» путям, даже если они легче, короче и ближе сердцу.

Например, тот, кого испытал Аллах бедностью, начинает усердно трудиться, работая дозволенным образом и не тянется к запретному. Или община, которую испытал Аллах грозным врагом, захватившем ее землю – члены этой общины сплотили свои ряды, подготовили необходимое оружие и снаряжение, подняли свой боевой дух и отправились сражаться с врагом под знаменем Ислама. И вот они вернули свою землю путем сражения, не возвращая одну ее часть за счет потери другой за столом унижения и позорных переговоров.

Виды терпения:

- Терпение в послушании Аллаху, ибо любое проявление этого послушания несет в себе трудность.

- Воздержание от ослушания Аллаха, ибо душа любит проявлять неповиновение.

- Терпение в несчастьях и испытаниях.

Терпение всех видов является необходимым условием для того, чтобы преуспеть в Мире Вечном: «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!».

Терпение – обязательно, и кто проявляет его, получает награду, а кто не проявляет его, тому записывается грех.

3 – Проявляет довольство: оно выше по своему положению, чем терпение. Это когда человек не пытается избавиться от постигшего его несчастья, в отношении которого Аллах побуждает нас проявлять довольство, и не чувствует стеснения в груди от того, что его постигло, но проявляет довольство тем, что предопределил ему Аллах. Однако это касается не всех бед. Кому Аллах послал в качестве испытания детей-грешников, тому не дозволено говорить: «О, Аллах, доволен я тем, что Ты дал мне. И я не буду ничего менять». Это вовсе не то довольство, к которому побуждает нас Аллах, ибо это довольство ослушанием Аллаха и греховными деяниями, а кто доволен ослушанием Аллаха, тот является неверующим во Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о тех, кто ослушивается Аллаха: «Кто борется с ними своей рукой, тот верующий. Кто борется с ними своим языком, тот верующий. Кто борется с ними в своем сердце, тот верующий. После этого нет веры и на вес горчичного зернышка» (Муслим, № 50).

Итак, кто не отвергает и не осуждает порицаемое хотя бы своим сердцем и проявляет довольство им, нет в его сердце веры на вес горчичного зернышка.

Так же если пришло к целой общине испытание в виде врагов – например, евреев, которые захватывают земли, оскверняют святыни, нарушают запреты – членам этой общины не дозволено говорить: «Поистине, это – от Аллаха, и мы довольны предопределением». Потому что это не то довольство, к которому побуждает нас Аллах, но это довольство запретным и неверием, и это трусость, унижение, слабость и позор.

Довольство должно быть вовсе не в такого рода вещах. Довольство должно быть в несчастьях иного вида. Например, когда кто-то теряет близкого человека, и при этом не ропщет и не гневается, но принимает это со смирением и довольством, как в случае Умм Суляйм. Передает Анас ибн Малик: «У Абу Тальхи и Умм Суляйм умер сын, и она сказала своим родным: «Не сообщайте Абу Тальхе о смерти его сына, пока я сама ему не скажу». И когда он пришел, она подала ему ужин, и он попил и поел. Потом она украсила себя для него лучше, чем когда бы то ни было, и он возлежал с ней. Увидев, что он насытился и удовлетворил свою страсть, она сказала ему: «Абу Тальха, если люди дали обитателям какого-то дома какую-то вещь в пользование, а потом потребовали эту вещь назад, могут обитатели дома отказать им в этом?». Он ответил: «Нет». Она сказала: «Переноси терпеливо потерю сына, и надейся на награду Аллаха…» (Муслим, № 2144).

Кто-то может удивиться и сказать: «Как же можно быть довольным, когда тебя постигает беда и не испытывать к ней отвращения и неприязни? Разве человеку не свойственно испытывать боль, когда к нему приходит горе?».

Ответим так: больной, например, принимает лекарство, даже если оно горькое, по своему личному желанию, добровольно, испытывая довольство, а не отвращение. Более того, это лекарство он покупает за деньги. И все это потому, что он желает исцеления. И он любит лекарство не за его горечь, но за исцеление, которое оно несет в себе.

Студент, серьезно относящийся к своей учебе, желает, чтобы экзамен наступил как можно скорее, и дело не в самом экзамене, а в том, что этот экзамен – единственный путь для достижения успеха, получения диплома и проявления его способностей. Так же и человек, у которого тяжелая работа, желает выполнять ее и дальше не потому, что он любит тяжелый труд, а потому что заработная плата, по его мнению, стоит потраченных усилий. И если бы ему сказали, что его увольняют с этой работы, чтобы он отдыхал, он бы разгневался и постарался любым способом вернуться к работе, какой бы трудной она ни была.

И верующий проявляет довольство, когда его постигает несчастье, не потому, что он любит боль и горе, но из желания получить награду. Он видит в испытаниях, постигающих его в этом мире, возможность получить великую награду в Судный День. Ведь если испытания прекратятся, вместе с ними уйдет и возможность увеличить награду, положенную за терпеливое их перенесение, а верующий не желает лишаться этой награды.

4 – Поэтому некоторые считают, что есть ступень выше, чем довольство. Это благодарность Аллаху за испытания. Именно так повела себя Ханса, когда ей сообщили о гибели четырех ее сыновей в битве при аль-Кадисиййе. Она сказала: «Хвала Аллаху, Который почтил меня их гибелью на Его пути, и я прошу моего Господа, чтобы Он соединил меня с ними в обители Его милости».

И это та самая женщина, которая взбудоражила всю округу, когда был убит ее брат Сахр. Она плакала по нему очень долго и посвятила ему несколько касыд, в которых оплакивала и восхваляла его. Это было до Ислама… А вот как встретила она испытание, будучи мусульманкой. Это чудо, которое творит Ислам, формируя личность мусульманки или мусульманина.

Да и как ей ни благодарить Аллаха за гибель сыновей, ведь их обителью стали сады Фирдауса[2]. Если бы у какой-нибудь женщины четверо сыновей успешно закончили обучение – университет, аспирантуру и т.д. – в один год, разве это не было бы для нее огромной радостью? А что значительнее и важнее – гибель на пути Аллаха или дипломы этого мира?

Тот, кто благодарит Аллаха, подобен человеку, который окончил университет и стал искать работу, но не нашел. Тогда он обратился к одному человеку с просьбой подыскать ему работу в одной из компаний. И тот выполнил его просьбу и сообщил ему о том, что его принимают на работу. И хотя работа эта далеко не легкая, он не просто останется довольным, но он еще и примется благодарить того, кто нашел ему ее. Более того, он будет благодарить этого человека горячо и от всего сердца и, возможно, даже обнаружит, что не может найти слов, чтобы выразить свою радость по поводу работы и благодарность своему благодетелю.

Если так люди ведут себя, когда дело касается мирского, стоит ли удивляться тому, что человек остается довольным предопределением Аллаха и даже благодарит Его за предоставление такой бесценной возможности получить великую награду и наслаждение, которое не кончится!

Довольство и благодарность желательны, за них человека ожидает вознаграждение, но за их отсутствие ему не записывается грех. Это, воистину, милость Аллаха, ибо далеко не каждый способен на это – на самом деле, высот довольства и благодарности достигают лишь немногие.

Правда, некоторые ученые считают, что довольство обязательно, однако первое мнение надежнее. А Аллах знает обо всем лучше.

В-шестых: вот что помогает человеку успешно выдержать испытание несчастьем:

- Каким бы огромным ни было несчастье, в нем все же есть нечто хорошее – ведь оно могло быть еще значительнее и серьезнее, и мы должны благодарить Аллаха за то, что Он сделал его именно таким, а не хуже.

Рассказывают, что у одного праведника разболелась нога, да так, что, в конце концов, врачи решили ампутировать ее. Когда они это делали, он потерял сознание, а когда пришел в себя, ему сообщили, что один из его сыновей упал с крыши дома и разбился насмерть. Услышав это, праведник сказал: «Хвала Аллаху! О Аллах, забрав одну конечность, Ты оставил мне остальные, а забрав одного ребенка, Ты оставил мне остальных!».

Нет сомнения в том, что этот человек благодарил Всевышнего Аллаха, потому что понимал: беда могла быть еще больше.

И несчастье, затрагивающее нас самих, а также семью и имущество, менее значительно, чем то, которое затрагивает религию. Да убережет нас Аллах от этого.

О, Аллах! Не посылай нам бед, которые затронут нашу религию, и не делай мир этот нашей самой большой заботой!

- За терпение и довольство человека ждет награда, а награда эта намного больше того, что теряет человек в этом мире. Сказал Всевышний: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (сура 2, аяты 155-157).

И сказал Он: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (сура 49, аят 10).

Поистине, это вознаграждение без счета, и не от слабого и нуждающегося творения, но от Аллаха, Всемогущего, не нуждающегося ни в ком и ни в чем.

Сказал Всевышний: «Поистине, Аллах – с терпеливыми» (сура 2, аят 153). И достаточно им награды, что они с Аллахом – разве есть награда более значительная и великая, чем эта?

Если бы, например, человек работал в министерстве, старательно исполнял свои обязанности, терпеливо перенося все трудности, связанные с работой, и на общем собрании министр похвалил бы его или подарил ему что-то символическое, он бы непременно почувствовал, что ему оказали величайший почет. А если бы между ним и другими сотрудниками произошли разногласия и министр сказал бы ему: «Поступай, как считаешь нужным. Я поддержу тебя, и никого не бойся» - он бы счел это блистательной победой.

И если бы одна из великих держав, которые поддерживают наших врагов, вроде Америки, заявила: «С этого дня мы на вашей стороне и будем помогать вам бороться против евреев», - многие люди были бы просто вне себя от радости.

Это чувства человека, которому сказал министр или президент или любой другой человек: «Я – с тобой». А ведь люди не могут принести ни вреда, ни пользы самим себе, и тем более, не могут сделать этого для других. А каково же состояние терпеливого человека, которому сам Аллах, Владыка владык, Создатель, Дарующий пропитание, Оживляющий и Умерщвляющий, сказал: «Поистине, Я – с тобой»?!

Это великая награда, ради получения которой можно пройти любые испытания, и они покажутся ничтожными.

- Верующий знает, что несчастья – один из обычаев Аллаха в этом мире, и что без них нельзя. Потому он готовится к ним морально, а когда они приходят, проявляет терпение, надеясь на награду Аллаха. Неверующий же думает, что несчастья могут обойти его стороной, и когда они постигают его, он теряется, отчаивается, падает духом и, соответственно, не проявляет терпения, будучи не в состоянии совладать с собой.

- Избавление и облегчение непременно придет, даже если это случится не скоро. Сказал Всевышний: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (сура 94, аяты 5-6).

Слово «тягость» употреблено в Коране с артиклем, и это указывает на то, что она одна, даже если и упоминается дважды, тогда как слово «облегчение» употреблено без артикля, как указание на то, что их два. Поэтому раньше люди говорили: «Не победит одна трудность две легкости».

Да, избавление, даруемое Аллахом, близко. Даже самая длинная ночь когда-нибудь кончается. Ведь сказал Всевышний: «Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (сура 2, аят 214).

- Человек с его телом, силами, способностями и имуществом, а также его дети и все, что ему даровано, принадлежит Аллаху. Все это дано человеку во временное пользование, и оно непременно уйдет – либо его унесет несчастье, либо смерть.

- Нетерпение не избавляет человека от постигшего его несчастья, а только лишает его награды в Мире Вечном, а в этом мире не приносит ему ничего, кроме гнева Аллаха и злорадства врагов.

- Стоит также вспомнить о том, что в испытаниях заключена мудрость и определенный смысл.

- Аллах сообщает нам об испытаниях, которые постигли тех, кто жил до нас, и о том, с каким терпением переносили они эти испытания. Говорит Всевышний: «Терпи же, как терпели твердые духом посланники» (сура 46, аят 35).

Ибрахим (мир ему), любимый друг Милостивого, подвергался тяжелейшим испытаниям. Его бросили в огонь, после чего Аллах спас его. Потом Он повелел ему оставить жену и сына в пустыне, где не было ни пищи, ни воды, где не было ни одной живой души, и он выполнил это повеление, не колеблясь. Аллах также испытал его, повелев ему зарезать сына своими руками… Но в каждом случае Он делал так, что исход испытания оказывался благополучным.

Брошенным в ров[3] было послано тяжелейшее испытание. Им предоставили выбор между религией и жизнью, и они выбрали свою религию, посчитав, что она важнее, чем жизнь. С помощью своей веры они возвысились над всеми материальными расчетами и соображениями, над давлением неверующих, наущениями шайтанов и прихотями души и слабостью ее. Это была уникальная победа веры над всем остальным.

И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подвергался испытаниям, которые коснулись его самого и его чести. Его осыпали обвинениями, в том числе и во лжи, с ним враждовали, его поносили, избивали и даже изгнали из мест, в которых он родился. Более того, его не раз пытались убить.

Так же и его сподвижники. Они подвергались всевозможным пыткам и мучениям, призванным сломить их дух, поодиночке и по нескольку человек. Но это не отвратило их от их религии, они не проявили слабости и не сдались. Они не променяли свою религию на целый мир. И их веру не сотрясли ни обольщения и уговоры, ни угрозы и устрашения, ни истязания и пытки, ни изгнание и убийство. Потому что они продали свои души Аллаху. А кто продал душу Аллаху, тот не может продать ее никому иному.

Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".
Ответить

Вернуться в «Коран и Сунна»