Передает Сахль ибн Са’д ас-Са’иди: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на одного человека,который сражался с многобожниками (а он был одним из тех мусульман,которые были наиболее непреклонны по отношению к ним), и сказал: «Кто желает посмотреть на человека из числа обитателей Огня, пусть посмотрит на этого».Тогда за названным бойцом последовал один человек, и продолжалось это до тех пор, пока бойца этого не ранили. И он ускорил свою кончину – он направил острие меча себе на грудь и налег на него всей тяжестью так,что оно вышло между его лопаток. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, (бывает так, что) раб делает, как это представляется людям, дела обитателей Рая, а на самом деле он из числа обитателей Огня. И (бывает так, что) раб делает, как это представляется людям, дела обитателей Огня, а на самом деле он из числа обитателей Рая… Поистине, дела оцениваются по их завершению» (Аль-Бухари, № 6493).
* * *
1. В этом хадисе содержится новое доказательство того, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был Пророком. Он сообщил осудьбе этого человека, в то время, когда обстоятельства указывали как раз на обратное тому, о чем он сказал. Обычный человек не может знать отом, что произойдет, до того, как оно произойдет – если только он не пророк, получающий Откровение от Всевышнего Аллаха. Человек этот былодним из лучших воинов, наиболее жестко относившихся к неверующим,однако Всевышний Аллах сообщил Своему Пророку (да благословит его Аллахи приветствует) о том, каким будет его конец. Преславен Аллах, Ведающий сокровенное!
2. Этот человек убил себя. А самоубийство бывает двух видов:
- Когда человек убивает себя, считая, что это дозволено. Он убежден,что это тело является его собственностью, и он имеет право делать с ним все, что угодно, и Аллах не может указывать ему, что с ним делать можно , а чего нельзя. Этот человек – неверующий, потому что он отвергает то, что известно всем и является одной из основных норм религии. Самоубийство в Исламе категорически запрещено, и относительно этого не существует никаких разногласий.
- Когда человек совершает самоубийство, не считая это дозволенным,однако Шайтан подтолкнул его к этому, и он убил себя, зная, что это запрещено. Он понимал, что не должен делать этого, но под влиянием невыносимой боли от раны все-таки сделал. Этот человек совершил великий грех, и он считается убийцей. Его ждет наказание в Огне – столько,сколько пожелает Всевышний Аллах, - но он не останется в Огне навечно.В конце концов, он выйдет оттуда и войдет в Рай – после того, как вкусит наказание за свои грехи и очистится.
Что же касается того, что некоторые люди в государствах, где имеет место военный конфликт, взрывают себя вместе с врагом, убивая его и погибая сами, то это разрешено только при соблюдении двух условий:
- У него должно быть намерение сделать это ради Аллаха и им должно руководить желание поднять знамя Ислама и принести ему победу. Таким образом, исключаются те, кто сражается на почве национализма, например,а также атеисты любого рода и те, кто сражается напоказ людям или желает установить светское, а не исламское государство и т.д.
- Его действие должно быть единственным способом убить врага. Если же есть иной способ, которым можно достичь той же цели, без того, чтобы взрывать себя вместе с врагом, то этого делать нельзя, потому что в этом случае убийство себя становится для данного человека одной из тех целей, которые он преследует, и это уже самоубийство. А в первом случае он не хочет убивать себя, но желает убить врагов, однако сделать это он может одним-единственным способом – взорвать себя вместе с ними.
3. Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Поистине, (бывает так, что) раб делает, как это представляется людям,дела обитателей Рая, а на самом деле он из числа обитателей Огня» - это не общее правило, и это не относится ко всем без исключения людям, и это не относится даже и большинству из них, а лишь к некоторым, и случается это по воле самого человека, а не по принуждению.
Таким образом, этот хадис предостерегает человека, делающего много благого, от обольщения своими делами, ибо конец их знает только Аллах.Конец этот может быть благим, а может быть и дурным. Поэтому верующий должен всегда быть послушным Аллаху и бояться Его, не впадая в самолюбование и самообольщение, а укреплять свою веру и совершать как можно больше благих дел. Этот хадис также открывает дверь надежды и покаяния перед грешником. Он словно говорит ему: «Поистине, ты можешь изменить завершение своей жизни, стереть свое прошлое, раскаяться в своих грехах, и воздаянием тебе будет Рай».
Обе части хадиса побуждают к покорности Аллаху и вменяют ее нам в обязанность. Именно так и осуществляется правильное воспитание.
4. «Поистине, дела оцениваются по их завершению». Так что же – все предыдущие старания и весь приложенный труд не имеет никакой ценности?И неужели единственный критерий – завершение дела?
Если бы, например, преподаватель, проверяя экзаменационные листы,читал только последнее предложение, и если оно оказывалось правильным,засчитывал студенту успешную сдачу экзамена, и если оно оказывалось неверным, считал, что этот студент проваливался на экзамене, это было бы явной несправедливостью, которой никто бы не потерпел. Так что же все-таки означает хадис?
Завершения дел бывают двух видов:
- Завершения, которые в корне изменяют всю жизнь человека. Как если человек становится неверующим, отрекаясь от Ислама, или, напротив,принимает Ислам после того, как был неверующим, а также если человек приносит покаяние после совершения греха. Такого рода события стирают прошлое, и рассчитан человек будет только за завершение, а не за то,что предшествовало ему.
Это можно представить на примере. Студент правильно ответил на все экзаменационные вопросы, но потом, прежде, чем сдать листок, взял ручку и зачеркнул все, что написал. Преподаватель не будет читать зачеркнутое, и это будет считаться недействительным, аннулированным,поскольку студент зачеркнул написанное по своей воле, и в этом случае преподавателя никак нельзя считать несправедливым.
- Завершения, которые не считаются коренными изменениями. Они не стирают то, что было до них. Например, мусульманин, послушный Аллаху,умирает, совершая какой-нибудь грех. Скажем, он злословит о ком-то или слушает запретные песни и внезапно умирает. Или же мусульманин-грешник умирает, делая нечто хорошее, однако при этом он не раскаивался в своих грехах. Подобное завершение дел не стирает прошлое, и в таком случае взвешиваются все его дурные и благие дела, включая как совершенные давно, так и совершенные недавно. При этом из его дел ничего не исключается.
И если человек, о котором идет речь в этом хадисе, считал самоубийство дозволенным, то он – неверующий, и его неверие (куфр) стирает все, что было до него, и он навечно попадает в Огонь.
Если же он был неверующим изначально, то его участие в сражении не считается коренным изменением в его жизни и не устраняет его неверия, и его тоже ожидает вечное пребывание в Огне.
Что же касается мусульманина, который сражался, а потом покончил с собой, не считая это дозволенным, то он совершает грех, но грех этот не стирает все, что было до него. Поэтому взвешиваются все без исключения дела этого человека, и если перевесят его благие дела, он войдет в Рай,а если перевесят его дурные дела, он войдет в Огонь, но после того, как искупит свои грехи, он войдет в Рай. А Аллах знает обо всем лучше.
14-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".
Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"
Дела оцениваются по их завершению
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения