Несколько слов о достоинстве знаний

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Несколько слов о достоинстве знаний

Сообщение admin »

Ученые написали о достоинстве знания и его обладателей много и посвятили этому специальные книги. И если бы мы захотели собрать все аяты, с их толкованиями, и хадисы, с комментариями к ним, а также все то, что было написано об этом учеными минувших веков и их преемниками, нам потребовалось бы написать многие тома, чего мы сделать, конечно же, не в состоянии.
Достаточно сказать, что, говоря о высоком положении, достоинстве и особенностях знания, Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, указал на более чем сто пятьдесят его аспектов. (См. «Мифтах дар ас-са‘ада»).
Здесь, о искатель знания, я очень кратко расскажу тебе о том, что говорили ученые о достоинстве знания и его особенностях, чтобы это побуждало тебя идти по пути овладения знанием со всей серьезностью и искренностью и чтобы ты знал, что ступень знания есть наивысшая ступень, которой может достичь человек после пророчества, прекратившегося со смертью нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Из повествований Корана о знании

Что касается аятов Корана, в которых речь идет о знании, то количество их достигает нескольких сотен, и поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них и распределим аяты по темам, озаглавив их следующим образом:

Путешествие в поисках знания: И вот Муса сказал своему слуге: «Не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей, даже если мне и придется потратить (на это многие) годы!». Когда же они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе… («Пещера», 60 – 61) Разве не путешествовали они по земле, и не было у них сердец разумеющих и ушей, которыми они внимали? («Хаджж», 46) Тот, кто хорошо знает Коран, вспомнит и десятки других аятов, касающихся темы «знание».

Люди, обладающие знанием, упоминаются наравне с ангелами: Свидетельствует Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет бога, кроме Него, и что Он вершит справедливость. («Семейство Имрана», 18)
Аллах, хвала Ему, в первую очередь упомянул о Себе, затем назвал своих ангелов, а затем – обладающих знанием, которых Он призвал засвидетельствовать, что Он является единственным Богом.
Знание возвышает знающего над другими: Скажи: "Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?” («Толпы», 9) Аллах возвышает по степеням тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание. («Препирательство», 11)

Знание – основа богобоязненности: Поистине! боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие. («Творец», 28)

Несведущий человек должен следовать за знающим, даже если он младше его: О отец мой, пришло ко мне знание, которого у тебя нет, так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь!(«Марьям», 43)

Низший по своему положению может достигнуть того знания, которого не дано постигнуть тому, кто выше его: В рассказе о пророке Сулеймане, мир ему, сообщается, что, когда он решил наказать пропавшего удода, тот прилетел и сказал:
Я узнал то, чего ты не знаешь, и явился к тебе из Сабы с верным известием. («Муравьи», 22)
В рассказе о двух сыновьях Адама человек научился у ворона: И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть мертвое тело своего брата. Он сказал: "Горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата”. И он стал сожалеть (об этом) («Трапеза», 31)
Рассказывая о Мусе, мир ему, и его слуге, Всевышний Аллах сказал: И (там) они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и передали (часть) Нашего знания [1]. Муса сказал ему: "(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?”(«Пещера», 65 – 66). А ведь Муса, бесспорно, был лучшим творением Аллаха в свое время.

Веление обращаться к обладателям знания в силу их высокого достоинства: Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете.(«Пчелы», 43) О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим властью среди вас.(«Женщины», 59). Слова «кто наделен властью» из данного аята толкуется и как «ученые», и как «правители».
А если бы они обратились с этим к посланнику и предводителям из их (числа), то поняли бы это те из них, которые (способны) извлекать (нужное). («Женщины», 83). Коран указывает на то, что именно сведущий в чем-либо человек способен сообщить правду об этом, не преувеличивая и не приуменьшая. Аллах говорит: Никто не даст тебе вести так, как сведущий. («Творец», 14). Поэтому следует спрашивать сведущего человека, а не кого-то иного: Спроси о Нем сведущего.(«Различение», 59)

Знание – это безбрежное море: Даровано вам знания только немного («Ночное путешествие», 85)

Приумножение знания необходимо: …и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!»(«Та ха», 114) Ведь выше всякого обладателя знания есть более знающий.(«Йусуф», 76)

Обучение возвышает положение обучаемого, даже если речь идет о собаке: Они спрашивают тебя, что им дозволено (в пищу). Скажи: "Дозволено вам (все) благое и то, что (изловят для вас) дикие животные, приученные вами (к охоте словно собаки), как указал вам Аллах. И ешьте то, что они изловят для вас”. («Трапеза», 4). Таким образом, обученный пес выделяется среди остальных собак.

Из хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует

В своем «Сахихе» [Муслим (817), Ибн Маджа (218)] Муслим передает, что Омар, да будет доволен им Аллах, спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями долины (т.е. Мекки)?». Тот ответил: «Ибн Абзу». Омар, да будет доволен им Аллах, спросил: «А кто такой Ибн Абза?». Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». Омар воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине он знает наизусть Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и знает наследственное право». Тут Омар сказал: «Разве не говорил вам ваш пророк: «Поистине Аллах с помощью этой Книги (Корана) возвысит одних людей и унизит других!».
Посмотрите же, как знание возвысило одного из рабов до уровня достойнейших и почитаемых арабов, сделав его их руководителем и правителем над ними, которому они покорно подчинились и признали его превосходство и покровительство.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни (садака джария) [2], знания, которыми пользуются люди, или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». Муслим (1631)
Обратите внимание на то, что знание приравнивается к богатству и детям. И ведь это не просто богатство и не просто дети. Это имущество, из которого постоянно выплачивается милостыня, за что его хозяин будет получать вознаграждение неограниченно долго. И это праведные дети, которые будут выплачивать милостыню за своих родителей из излишка своих денег и обращаться к Аллаху с мольбами об их прощении и милости на протяжении всей своей жизни!
Муслим передает со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай [3], а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие [4], и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает Аллах среди тех, кто находится перед Ним… [5]» Муслим (2699)
Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «…вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, …» являются ярким доказательством и важным свидетельством огромного достоинства религиозного исламского знания. А как же иначе? Ведь знание ведет (своего обладателя) к Раю и указывает правильный путь.
То же самое относится к словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, « а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает Аллах среди тех, кто находится перед Ним…», они также указывают на достоинство знания, к чему просто нечего больше добавить.
Поистине то, что на людей, совместно изучающих Коран, нисходит спокойствие, читающих его покрывает милость, что ангелы собираются вокруг них, выказывая свое уважение к ним и довольство тем, что они делают, и Всемилостивый Аллах поминает их среди ангелов, наилучших и самых почитаемых (из Его творений), – всё это служит самым убедительным доводом в пользу достоинства знания и его превосходства над прочими видами поклонения и путями приближения к Аллаху.
Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводимые в сборнике «Сахих»: «Аллах наставляет религии того, кому желает блага» (Аль-Бухари (71), Муслим (1037) – со слов Му‘авийи, да будет доволен им Аллах) подтверждают, что настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание догматов ислама (‘ака‘ид), различных видов поклонения (‘ибадат), установлений шариата (ахкам) и норм нравственного поведения мусульманина (адаб).
Поистине, если мусульманину посчастливится учиться и овладеть знаниями, если он достигнет понимания в религии Аллаха, то он станет способным творить добро и будет из числа благодетелей. Чтобы судить о достоинстве и почитании знания, достаточно уже того, что оно приводит человека к добру и указывает ему дорогу к этому!
В обоих «Сахихах» (Аль-Бухари (79), Муслим (2282) – со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах) приводятся слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) ее была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представляющую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».
Данный хадис убедительно и ясно показывает достоинство знания. В этом благородном хадисе представлен прекрасный, правдивый и удивительный пример, который аль-Куртуби комментирует следующим образом: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил религию, которую он принес с собой, с обильным дождем, приходящим к людям в то время, когда они в нем нуждаются. В таком же положении были люди до начала его пророческой миссии. И подобно тому, как обильный дождь оживляет мертвую землю, так же и религиозные науки оживляют мертвые сердца. Затем он сравнил слушающих его людей с разными видами почвы, на которую выпадает дождь. Среди них есть ученые, которые используют свои знания, передавая их другим. Они подобны плодородной почве, которая впитала воду, воспользовалась ею сама и вырастила растения, принеся пользу остальным. Среди них есть и люди, которые собирают знание, расходуя на это все свое время, но не делают ничего сверх того или не постигают сути того, что сами собрали, хотя передают накопленное знание другим. Они подобны почве, которая не впитывает воду, но приносит пользу всем остальным. О таких людях пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова, запомнил их и передал (другим) так, как слышал.» [6] Среди них есть и такие, которые слушают то, что имеет отношение к знанию, но не запоминают, не применяют и не передают это другим. Они подобны солончаку или гладкой поверхности земли, которая не впитывает воду или портит ее для всех остальных. Две достойных похвалы группы людей в этом примере он упоминает вместе, поскольку и те, и другие приносят пользу людям, выделяя третью, достойную порицания группу людей, которые пользы не приносят.
Я скажу (эти слова принадлежат Абу Бакру аль-Джазаири), что даже при поверхностном знакомстве с этим прекрасным и удивительным примером можно увидеть достоинство знания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил знание с обильным дождем, льющимся с неба и несущим с собой добро и нескончаемое благо обитателям земли. И подобно тому, как обильный дождь оживляет мертвую землю, так же и знание оживляет мертвые сердца. То, что знание является достоинством, достаточно для того, чтобы оно стало основой жизни!
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них (, что были лучшими во времена) джахилиййи (, остались) лучшими и в исламе, если усвоили (установления) религии». Аль-Бухари (3374, 3383, 4689), Муслим (2378)
Сообщается, что Зирр ибн Хубайш сказал: «Однажды я пришел к Сафвану ибн ’Ассалю аль-Муради и он спросил меня: «Что привело тебя?». Я ответил: «Стремление к знанию». Он сказал: «Поистине я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как только кто-нибудь выходит из дома в поисках знания, ангелы возлагают на него крылья в знак удовлетворения тем, что он делает». Достоверный хадис, ат-Тирмизи (3535) и Ибн Маджа (226) здесь его версия. См. «Сахих Ибн Маджа» (185).
Этот хадис ясно говорит о достоинстве искателя знания, ведь нет никого лучше, чем тот, на кого ангелы возлагают крылья в знак внимания и уважения к нему и удовлетворения тем, что занят благим делом – поисками знания, ради которого он вышел из дома.
Сообщается, что Касир ибн Кайс сказал: «Я сидел вместе с Абу-д-Дардой в Дамасской мечети, когда к нему подошел человек и сказал: «О Абу-д-Дарда! Я пришел к тебе из Медины, города посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать у тебя хадис, который, как мне сообщили, ты рассказываешь со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Абу-д-Дарда спросил: «Ты не приехал с целью торговли?». Он ответил: «Нет». Абу-д-Дарда снова спросил: «Тебя не привело сюда что-то иное?». Он ответил: «Нет». Тогда Абу-д-Дарда сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тому, кто вступит на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в Рай, и поистине ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое удовлетворение тем, что он делает, и поистине прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков, пороки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел».
Предпочтение знания поклонению

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». Достоверный хадис, который передали аль-Хаким, аль-Базар и др. со слов Хузайфы. Сахих аль-джами‘ (4214).
Передают, что Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «Я больше желаю удела знания, чем удела поклонения, и я больше желаю пользоваться благополучием и благодарить, чем подвергаться испытаниям и терпеть. Посмотрел я на благо, в котором нет зла, и не увидел ничего подобного благополучию и благодарности».
Ибн Аббас сказал: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении [7]».
Передают, что Исхак ибн Мансур сказал: «Я передал Ах-маду ибн Ханбалю слова Ибн Аббаса: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении», и спросил: «Какое знание он имел в виду?». Он ответил: «Это знание, приносящее пользу людям в вопросах их религии». Затем я спросил: «В вопросах омовения (вуду), молитвы (салят), поста (саум), паломничества (хаджж), развода (талак) и тому подобного?». Он ответил: «Да».
Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем постижение Его религии».
Передают, что Ибн Вахб сказал: «Однажды, когда я находился у Малика ибн Анаса, читая ему и учась у него, пришло время совершения полуденной или послеполуденной молитвы. Я собрал свои книги и встал, чтобы совершить молитву, а Малик спросил: «Что это ты делаешь?». Я ответил: «Собираюсь совершить молитву». Он сказал: «Поистине это удивительно! Ведь то, ради чего ты встал, не лучше того, чем ты был занят до этого, если твои намерения были правильными».
Аш-Шафи‘и сказал: «Приобретение знания лучше, чем дополнительная молитва».
Суфьян ас-Саури сказал: «Наилучшее занятие – это приобретение знания, если намерения человека являются правильными».
Абдуллах ибн Вахб, ученик Малика, сказал: «Я начал с поклонения прежде приобретения знания, и шайтан увлек меня вопросами об ‘Исе, сыне Марьям: «Как Великий и Всемогущий Аллах создал его?» – и подобными ему. Я пожаловался одному шейху, и он воскликнул: «Ибн Вахб!» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Приобретай знания». И это послужило причиной того, что я занялся поисками знания».
Умар ибн Абдуль‘азиз сказал: «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы».

Некоторые изречения сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и последователей

Аль-Хасан сказал: «Поистине, приобретение части знания и применение его на практике лучше всего этого мира со всем, что в нем есть». Он также сказал: «Для стремящегося узнать хадис ради лика Аллаха это лучше всего того, над чем восходит солнце».
Ибн Мас‘уд сказал: «Как прекрасно собрание людей, где распространяется мудрость и просят (Аллаха) о милости».
Суфьян ас-Саури сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем давать людям знание».
Передают, что об аяте, в котором говорится: И мы отдали одним пророкам предпочтение перед другими («Ночное путешествие», 55), Зайд бин Аслам сказал: «(Это преимущество) в знании».
Маймун бин Михран сказал: «В каждом городе я ищу обладателей знания, к которым я стремлюсь, если не нахожу таких людей сразу, ибо обрел я благо для своего сердца в общении со знающими».
Аббан ибн Сулайм сказал: «Мудрое слово твоего брата в исламе лучше тех денег, которые он тебе даст, ибо деньги заставляют тебя преступать пределы дозволенного, а мудрое слово укажет тебе прямой путь».
Аль-Хасан сказал: «Весь этот мир – тьма, кроме собраний знающих».
Маймун сказал: «Поистине ученый в своем городе подобен источнику чистой питьевой воды».
Суфьян ас-Саури сказал: «Нет ничего лучше для снискания милости Великого и Всемогущего Аллаха, чем поиски знания, и никогда еще знание не приобреталось лучшим образом, чем сегодня».
Суфьян сказал одному арабу: «Горе вам! Ищите знание, ибо поистине я боюсь, что знание уйдет от вас и перейдет к другим, а вы окажетесь униженными. Ищите знание, ведь это честь в этом мире и честь в мире вечном».
Халид бин Хаддаш сказал: «Провожая Анаса ибн Малика, я попросил его: «О Абу Абдуллах! Дай мне совет». Он сказал: «Следует тебе бояться Аллаха тайно и явно и сердечно относиться к каждому мусульманину и записывать то, что узнаешь от обладателей знания».
Абу-д-Дарда сказал: «Аллах наделяет знанием счастливых и лишает его злосчастных».
Кумайль ибн Зийад ан-Наха‘и передает, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя; расходование уничтожает средства, а знание от этого увеличивается; знание управляет, а деньгами распоряжаются; хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми до скончания времен: сами они исчезают, но дела их остаются в сердцах».
Исма‘ил ибн Джа‘фар бин Сулейман аль-Хашими сказал: «Я удивляюсь тому, кто не записывает то, что узнает: как душа может побуждать его к чему-то достойному?».
Му‘тамир ибн Сулейман сказал: «Отец написал мне в письме, когда я находился в Куфе: «Сынок! Купи бумагу и записывай хадисы, ведь знание остается, а динары кончаются».
Один из знающих сказал: «Достоинство знания столь велико, что любой, кому приписывают обладание знанием, радуется этому, даже если не является его обладателем, в то время как любой, кого знающим не считают и кому приписывают невежество, тяжело переносит подобное и считает это оскорбительным, даже если действительно является невежественным».
Один мудрец сказал: «Свидетельством достоинства ученых является то, что люди подчиняются им».
Раньше говорили: «Знание является самым достойным родственником, а благопристойность и благородство указывают на самое высокое происхождение».
Один мудрец сказал: «Лучшим и наиболее достойным видом знания, ради которого можно соревноваться, является знание о том, как добиться большего в религии и стать более благородным».
Говорят: «Ученые подобны воде, ибо они приносят пользу везде, где только оказываются».
Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Цари правят людьми, а знающие правят царями».
Бузурджмихра спросили: «Кто лучше: богачи или ученые?». Он ответил: «Ученые». Его снова спросили: «Так почему же ученые приходят к дверям богачей?». Он ответил: «Потому, что ученые знают о достоинстве богатства, а богатые не ведают о достоинстве знания».
Говорят: «Знающие на земле – что звезды на небе; знающие – выдающиеся люди Ислама; знающий как све-тильник: кто проходит мимо, заимствует у него (свет); если бы не знание, то люди были бы подобны животным».
Говорят: «Приобретайте знание, ведь оно становится причиной обращения к религии, и знание есть напоминание людям, утешение в одиночестве, друг на чужбине, тема для бесед, источник богатства и средство удовлетворения потребностей».
Ибн аль-Мукаффа‘ сказал: «Приобретайте знание, ибо если вы относитесь к числу царей, то благодаря ему сможете выделиться, а если относитесь к простым людям, то с его помощью сможете существовать».
Он также сказал: «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, ведь уважение закончится, когда ты лишишься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание или (приверженность к) религии».
Говорят: «Если человек соединит в себе три качества: понимание религии, надежность и благовоспитанность, то несомненно станет господином».
Мудреца Лукмана спросили: «Кто лучший из людей?» Он ответил: «Верующий обладатель знания, у которого найдется благо, если обратиться к нему за этим».
Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?» Он ответил: «Аль-Хасан». Аль-Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем, когда дело касалось их религии, а он не нуждался в том мирском, что у них было, и я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел посетить его кружок, чтобы послушать, что он скажет, и записать его знание». Тогда Аль-Хаджжадж сказал: «Клянусь Аллахом, это и есть господство!»

________________________________

[1] Подразумевается часть знания о скрытом (гайб), которое передал ему Аллах.
[2] Имеется в виду имущество, завещанное им на благотворительные цели, построенная им мечеть, мост или что-либо другое, чем продолжают пользоваться люди после его смерти.
[3] Это значит, что Аллах откроет для него пути руководства и приго-товит для него то, с помощью чего в мире этом он придет к повино-вению, и облегчит ему вход в Рай и он не столкн¸тся с теми трудно-стями предстояния (маукыф), иначе говоря, ожидая расчета в День воскресения, с которыми прид¸тся столкнуться другим.
[4] В Коране сказано: «Он – Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере». («Победа», 4)
[5] Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздает таким людям хвалу, принимает их дела и повышает их степени.
[6] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (2659), Ибн Маджа (232, 309) и др. со слов некоторых сподвижников. См. также «Сахих» Ибн Мад-жа (189).
[7] Имеется в виду совершение молитв, чтение Корана, произношение слов поминания Аллаха и т.п.
Абу Малик Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин
Ответить

Вернуться в «Поиск знаний»