История строительства высокочтимой "Куббат ас-Сахра"

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

История строительства высокочтимой "Куббат ас-Сахра"

Сообщение admin »

Куббат ас-Сахра находится примерно в середине площади священной территории, на плато, возвышающемся приблизительно на четыре метра над уровнем территории. К ней ведут со всех четырех сторон лестницы с аркадами.
Чертежи проекта "Куббат ас-Сазра" были составлены с большой инженерной точностью пропорций, что свидетельствует о высокой степени творческой инженерной мысли исламских архитекторов и строителей, которые в проектировании каркаса здания и при его строительстве использовали три круга в качестве архитектурных элементов для создания впоследствии этого великого исламского дворца-памятника. Эти три круга-элемента выглядят следующим образом: два равных квадрата пересекая друг друга образуют в плане восьмигранники – один внешний, второй – внутренний, которые окружают сам купол, построенный над Скалой и окружающий ее колоннами в форме круга, на которые опирается купол. Между двумя восьмигранниками образуется внутренняя галерея, имеющая такую же восьмигранную форму.
Купол, образующий центральный круг и окружающий Скалу, покоится на цилиндрическом основании, которое, в свою очередь, имеет четыре каменных опоры (ширина каждой из которых – 3 м) и 12 колонн, облицованные мрамором с прожилками, которые расположены вокруг скалы в форме правильного круга. Между каменными опорами находятся по три мраморных колонны. Купол состоит из двух деревянных слоев – внутреннего и внешнего, которые образуют деревянную раму, покрывающую основание или горловину купола. Внутренняя поверхность купола покрыта позолоченными гипсовыми украшениями и орнаментом, а снаружи купол покрыт медными позолоченными листами. Что касается основания купола, то оно изнутри украшено красивейшим орнаментом из мозаики. В нем находится 16 окон для освещения и вентиляции.
Внутренний восьмигранник образуют восемь каменных опор, между которыми находятся по две мраморных колонны, соединенные вверху полукруглыми арками-мостами из резного дерева, украшенные позолоченным мозаичным узором.
Внешний восьмигранник составляют восемь каменных фронтонов. В четырех фронтонах, расположенных напротив друг друга, имеются двери. Кроме того, в каждом из них имеются пять окон. Внутри фронтоны облицованы белыми мраморными плитами. Снаружи внизу они облицованы также белым мрамором, а вверху – глазированными изразцами. Следует сказать, что в эпоху омейядов они были покрыты мозаичным орнаментом. Потолки двух галерей, протянувшихся от внешнего восьмигранника до купола, имеют сводчатую форму и покрыты деревянными лакированными панелями с резьбой различной формы изнутри и свинцовыми листами снаружи.
Построил этот благословенный купол омейядский халиф Абдель Малик бен Мирван (65–86 г. хиджры / 684–705 гг. х.э.).и завершились в 72 г. хиджры (691 г. х.э.). Строительством руководили два инженера-араба: Раджа бен Хайва из Бисана (Палестина) и Язид бен Салям из Иерусалима, назначенный Абдель Маликом бен Мирваном.
Стало точно известно, что окончание строительства "Куббат ас-Сахра" было в 76 г. хиджры / 691 г. х.э., то есть в период правления омейядского халифа Абдель Малика бен Мирвана (65–86 гг. хиджры / 684–705 гг. х.э.). это известно в соответствии с вещественным доказательством в виде текста, сохранившегося до наших дней. Это памятная надпись, сделанная позолоченной мозаикой и куфийским письмом времен омейядов и расположенная выше внутреннего восьмигранника на юго-восточной стороне "Куббат ас-Сахра".
Текст гласит: "… построил этот купол Абдалла Абдалла, имам Аль-Маамун, повелитель правоверных в 72 г. Аллах внял его молитве…" Здесь неизбежно у читателя возникает вопрос: как попало имя "Аль-Маамун", имя халифа династии аббасидов и правившего в 198–218 гг. хиджры / 813–833 гг. х.э. в период, датируемый 72 г. хиджры?
Ответ таков: во время ремонтных работ, проводимых в период правления аббасидского халифа Аль-Маамуна, один из художников заменил имя "Абдель Малик", то есть имя строителя-основателя "Куббат ас-Сахра" на имя "Аль-Маамун", однако забыл заменить дату. Это обнаружилось быстро. Мы не считаем, что Аль-Маамун был причастен к этому делу, а все произошло чисто случайно, со стороны одного из работников.
Но мы говорим, что даже если бы была изменена и дата, было бы трудно принять ее, согласиться с ней, ибо анализ архитектурного плана "Куббат ас-Сахра", его элементов и декора возвращает нас к периоду омейядов, а не к периоду аббасидов. Это помимо того, что сообщают исторические источники и документы, подтверждающие тот факт, что именно омейядский халиф Абдель Малик бен Мирван является строителем этого купола и выделил на это дело весь поземельный налог, полученный в Египте за семь лет.
Если мы подсчитаем огромнейшие суммы, затраченные на строительство этого памятника исламской цивилизации, то есть совокупный поземельный налог Египта – самой большой провинции халифата за семь лет, то мы придем к выводу, что сегодня эта сумма эквивалентна миллионам долларов. И если это свидетельствует о чем-либо, то лишь о стабильности и благополучии, царивших в исламском халифате в период правления династии омейядов, который характеризовался сильной экономикой молодого тогда халифата по сравнению с двумя великими империями – византийской и персидской.
Это приводит нас к вопросу о причине, стоявшей за строительством "Куббат ас-Сахра" с таким размахом и величием. И нет сомнения в том, что непосредственной причиной строительства этого купола была религия. Если бы не наличие этой Скалы, как исламского религиозного символа, связанного с чудом ночного путешествия и вознесения на небеса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которое закреплено в исламском мировоззрении и отражено в Коране, достоверных хадисах и в исторических повествованиях, халиф Абдель Малик бен Мирван не приехал бы сюда и не строил бы этого купола.
Это заставляет нас не согласиться с политическими оправданиями Аль-Яакуби, который обвинил халифа Абдель Малика бен Мирвана в намерении отвратить взоры паломников от высокочтимой Каабы в Мекке и направить их в сторону Скалы в Иерусалиме, препятствуя этим принесению паломниками присяги Абдалле бен аз-Забиру в Мекке. Хотя не является секретом для каждого понимающего шиизм историка Аль-Яакуби и степень его оппозиции по отношению к омейядскому халифату, образ которого он более чем порочит в сравнении с аббасидским халифатом.
И было бы не логичным, следовательно, согласиться с ложным обвинением, приписанным халифу, который правил более двадцати лет и в течение этих лет был известен своей решительностью, политической мудростью, сильной волей, дальновидностью и вниманием к исламской доктрине. И как можно подумать, что халиф с такими качествами и творец великого периода истории занимался махинациями и спекуляциями с одной из основ Ислама – хаджем, так запросто, как об этом сообщает Аль-Яакуби.
Однако мы задаемся вопросом, а было ли настолько необходимым строительство купола с таким величием и пышностью, если можно было построить попроще и подешевле. Но если мы рассмотрим те условия, которые были накануне строительства купола, и проанализируем их, мы увидим, что повелитель правоверных, халиф Абдель Малик бен Мирван был должен построить купол именно так, чтобы продемонстрировать величие и силу нового исламского халифата в то время перед двумя державами – Персией и Византией. Это было время исламских завоеваний в районе Сирии и Палестины, жители которых были либо христианами, либо язычниками, либо теми, кто принял ислам сразу во время завоевания, однако оставаясь еще слабым в вере и привыкнув видеть византийскую цивилизацию в блеске ее величественных зданий, таких как церкви, соборы и крепости, особенно храм Воскресения в Иерусалиме и храм Рождества в Вифлееме. И омейядскому халифу не оставалось ничего, кроме как построить этот величественный купол, похожий на византийские памятники архитектуры, чтобы показать жителям степень силы нового исламского государства.
Эту причину подтвердил и историк Аль-Джалиль аль‑Макдиси, умерший в 985 г. х.э., когда в дискуссии со своим дядей-строителем об архитектуре омейядов в период правления халифа Абдель Малика бен Мирвана и его сына халифа Валида он услышал от дяди слова: "… Разве ты не видишь, что Абдель Малик, когда видел величие купола церкви Воскресения и ее формы, боялся, что они будут почитаемы в сердцах мусульман, и возвел над Скалой купол, который ты видишь…"
Ответить

Вернуться в «Исламская история»