Упадок мусульман

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Упадок мусульман

Сообщение admin »

Один писатель заметил, что в человеческой жизни есть два вида случайностей, точное время которых никто не может предсказать. Одна относится к индивидууму, другая — к коллективному существованию. Одна — это наступление сна, другая — закат или упадок наций. Никто не может точно сказать, когда именно человек перейдет от бодрствования ко сну или нация начнет клониться к упадку.
Однако с Исламской империей было иначе. Если мы хотим провести черту между ее подъемом и упадком, мы легко можем сделать это между Хилафат-и-Рашидах и возникновением арабского империализма. Халифат был в первую очередь религиозным установлением. Его политический характер был вторичным. Халифат сохранял свою религиозную ориентацию во время правления первых четырех Халифов, потому что людей, которые тогда руководили его судьбой, вполне можно назвать живыми чудесами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Они были истинными образцами всеохватности своей веры. Они были в одно и то же время аскетами, руководителями (Имам) коллективного Намаза в мечети, проповедниками, судьями, законодателями, казначеями, генералами, администраторами и государственными деятелями. По этой причине вся власть в империи — духовная и светская — была возложена на одного человека, Халифа, который окружил себя группой советников, созданных и сформированных тем же Учителем, который воспитал и Халифа. Халиф действовал в согласии со своими советниками, и дух этих идеальных учеников Пророка пронизывал всю жизнь народа, не оставляя места для столкновений между духовной и светской сферами ее деятельности.

ДЖИХАД И ИДЖТИХАД

Поскольку в Исламе нет отдельных царств Аллаха и Кесаря, мусульманский Халифат или имамат требует от человека различных качеств. Халиф или Имам должен обладать высокими личными добродетелями и, кроме того, остро чувствовать потребности Джихада и Иджтихада. Джихад в Исламской терминологии означает стремление изо всех своих сил к тому, что является для
человека самой благородной целью на земле. Для мусульманина не может быть ничего благороднее, чем заслужить Божью Милость, полностью подчинившись Его Воле. Для этого требуется долгая и упорная внутренняя борьба человека против всех ложных божеств, которые могут претендовать на его духовную лояльность, а также против всех тех прихотей и желаний, которые могут соблазнить его уйти с истинного пути добра и благочестия. Когда это достигнуто, он начинает чувствовать моральную ответственность за улучшение жизни своих ближних и установление Божественного владычества над окружающим его
миром. Это и преимущество, и необходимость, потому что часто становится невозможным оставаться верным Аллаху, даже в индивидуальной сфере, находясь в нечестивом окружении. Эта последняя ситуация описана в Kyp'aнe под названием фитна, что означает бедствие, мятеж, предательство, грех, искушение и совращение.
Это правда, что все существующее в мире - животные, растения и минералы - склоняется перед владычеством Аллаха и покорно Его воле. Книга Ислама гласит: "...Ему покоряются и охотно и невольно все на небесах и на земле, и к Нему они будут возвращены”. Священный Кур'ан, 3:83
"Разве ты не видел, что Аллаху поклоняется то, что есть на небесах и то, что есть на земле, и солнце, и луна, и звезды, и горы, и деревья, и животные, и многие из людей? Но многие (из людей) заслуживают наказания”. Священный Кур'ан, 22:18
Но это не имеет никакого отношения к человеческим усилиям. Все сотворенные вещи подчиняются неизменным законам природы. Они в должное время проходят различные стадии рождения, роста и увядания, которые предопределены для них. Закон, к укреплению которого должны стремиться мусульмане, - это закон, принесенный в мир Пророками. Сопротивление этому Закону не прекратится, пока мир существует. Всегда найдется та или иная сила, которая будет противостоять ему и отвергать его. Поэтому Джихад - вечная фаза человеческой жизни Он может принимать различные формы; одной из них является война, которая иногда может быть наивысшей из всех возможных форм, и тогда ее цель — сокрушить силы зла, стремящиеся к неверию и вовлекающие человечество в очень рискованную духовную борьбу — необходимость выбора между Истиной и Ложью.
Священный Кур'ан гласит: "И сражайтесь с ними, пока не будет больше смут и угнетения, и пока религия Аллаха не одержит победу”. Кур'ан, 2:193
Для тех, кто принимает участие в Джихаде, очень важно быть достаточно сведущими не только в учении и обрядах Ислама, но также и в философии и обычаях неверия, чтобы они смогли распознать неверие, в каком бы обличии оно ни проявилось. Хазрет Умар сказал: "Я боюсь, что тот, кто был воспитан в Исламе и не имеет знания язычества, разрушит сам Ислам”. Невозможно, чтобы каждый мусульманин достиг глубокого понимания путей язычества; однако, тот, кто руководит и управляет Исламским государством, должен быть лучше осведомлен в этом вопросе. Мусульманские лидеры должны также накапливать
силы в полную меру своих возможностей и всегда находиться в готовности ответить на вызов своих врагов и врагов веры. Таково постоянно действующее повеление Аллаха:
"Держите в готовности все, какие можете, военные силы и отряды конницы, ими вы устрашите врагов Аллаха и врагов ваших и других кроме них, которых вы можете не знать, но их знает Аллах. Что ни пожертвуете вы на пути Аллаха, будет полностью возмещено вам и с вами не поступят несправедливо”. Священный Кур'ан, 8:60
А под Иджтихадом мы подразумеваем способность справляться с постоянно меняющимися требованиями жизни. Для этого требуется глубокое проникновение в душу Ислама и совершенное знание основных принципов Исламской юриспруденции. Он также включает способность использовать сокровища природы для служения Исламу, вместо того чтобы позволить им попасть в руки неверующих материалистов, которые пользуются ими для распространения в мире высокомерия и бедствий.

УМЕЙЯДЫ И АББАСИДЫ

Но, к несчастью, тем, кто унаследовал Халифат после первых четырех Халифов, очень не хватало этих качеств. У них не было того морального и духовного размаха, которого можно было ожидать от мусульманского руководства.
Они были не в состоянии преодолеть языческие пристрастия и привычки своей расы. Никто из Умайядских и Аббасидских Халифов за единственным исключением Умара бин Абдул Азиза (умер в 101 г. А.Н.), не соответствовал в полной мере критериям Ислама.

ПОРОКИ МОНАРХИИ

В результате вскоре в религиозно-политическом строе Ислама произошел раскол между Религией и Государством. Халифы, которые не извлекали никакой пользы из религии и не были в ней заинтересованы, занимались исключительно политическими и пренебрегали своими священническими обязанностями. Когда возникали религиозные потребности, они обращались за советами к улама (ученым), но принимали только те, которые соответствовали их делам. Таким образом, светская деятельность стала независимой от религии. Улама, за исключением немногих, соблазнившихся житейскими благами, которые можно было извлечь из близости к имперскому двору, были настроены против него и время от времени поднимали мятежи в пределах империи, или же они тихо удалялись в религиозные учреждения и посвящали себя самосовершенствованию и самоулучшению.
По мере того, как ослабевало влияние религии, уровень морали мусульман быстро понижался. Извращенное влияние развратного поведения Халифов, которые далеко не были образцами Исламской морали, — некоторые из них представляли собой нечто прямо противоположное, — неизбежно должно было отрицательно подействовать на моральную структуру общества в целом.
Повеление Кур'ана "приказывать одобряемое и удерживать от неодобряемого” утратило всякое практическое значение, потому что оно не опиралось на поддержку государства, а с ослаблением бдительности религии, противоисламские тенденции получили возможность проложить себе путь к последователям Ислама и разрушить суровую простоту их веры. Мусульмане стали вести жизнь, полную праздности и удовольствий. Они стали ленивыми и потакали своим желаниям. В таких обстоятельствах нечего было ожидать, что они будут стремиться выполнять свои обязанности, как истинные последователи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и нести вперед Послание, завещанное им.
Прекрасное впечатление, которое Ислам произвел на немусульман в прежние дни, было сведено на нет вследствие морального упадка его последователей. Heмусульмане, естественно, приписали падение мусульман их вере. Они потеряли доверие к Исламу. Один европейский писатель заметил — и совершенно справедливо, — что упадок Ислама начался тогда, когда люди
перестали верить в искренность его представителей.

ФИЛОСОФСКАЯ КАЗУИСТИКА

От естественных наук мусульманские мыслители перешли к метафизике и теологии греков, которая на деле была лишь исправленной версией их мифологии.
Греки хитроумно ввели схоластический взгляд в свою мифологию, обрядив его в философскую фразеологию. Их философия была чисто спекулятивной. Дух Кур’ана, напротив, антиклассичен. Мусульманам, в сущности, незачем было вступать в теоретические споры, касающиеся Бытия и Проявлений Аллаха, после того как Кур'ан вложил в их руки конкретное знание. Но они не осознали его ценности и вместо того, чтобы сосредоточиться на надежном духовном и материальном благополучии, которое проложило бы путь к всемирному распространению Ислама, они впустую растрачивали свою энергию на бесполезные метафизические дискуссии.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВШЕСТВА

Таким образом, языческие верования и обряды проникали в мусульманское общество. Превосходство мусульман над другими вытекало исключительно из их религии, а секрет величия их религии заключен в том, что она является Богооткровенным Законом. Этот Закон — создание Аллаха:
"Таково деяние Аллаха, который создал все существующее в совершенстве”. Священный Кур'ан, 27:88
Если этот Божественный Закон загрязняется из-за человеческого вмешательства, он перестает быть тем, чем он должен быть, — гарантией успеха в этом мире и в мире ином. Человеческий интеллект не подчинится ему, и разум человека не даст себя уговорить.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ

Однако до сих пор основные ценности религии оставались нетронутыми и неискаженными. Они оставались абсолютно свободными от всяких новшеств, вставок, неправильных толкований и запретов. Ислам никогда не закрывал глаза на ошибки своих последователей. Он всегда был бдительным, поправляя, исправляя, наставляя. Кур'ан и Сунна — нетронутые и незапятнанные — всегда были под рукой, чтобы руководить и судить в случаях сомнения и спора. Они поддерживали дух противостояния развращенности правящих классов и других неисламских влияний.
Весь ход Исламской истории освещен борьбой сознательных, решительных, мужественных людей, которые, как истинные преемники Пророков, принимали вызов времени и восстанавливали, воскрешали миллят, поддерживали ее развитие, прибегая к джихаду и иджтихаду. Эти два принципа, которые воплощают динамизм Ислама, никогда не могут отсутствовать в его структуре. Они продолжают непрестанно работать внутри Ислама как живые факторы, высоко неся факел религиозных усилий посреди самых суровых бурь. Вот почему никогда тьма не могла охватить весь Мир Ислама.
Точно так же при каждом критическом повороте истории на сцене неизменно появлялся какой-либо могучий деятельный человек, вдохновенный защитник Веры, чтобы отразить все, угрожавшее существованию миллят. Двумя из многих подобных выдающихся личностей, которых бессмертный дух Ислама порождал для своей защиты, были Нуруддин Занги и Салахуддин Айюб.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ И ДИНАСТИЯ ЗАНГИ

Европа затаила зло против последователей Ислама еще с тех пор, как они захватили восточную часть Римской империи, включавшую все христианские святые места. Но поскольку мусульмане тогда были достаточно сильны, чтобы отразить любое нападение, Христианские народы Европы не могли позволить себе бросить им вызов. Однако к концу 11-го столетия ситуация изменилась, и на всем Европейском континенте организовывались огромные армии крестоносцев, чтобы напасть на мусульманские страны Палестину и Сирию. В 1099 г. (492 г. А.Н.) крестоносцы захватили Иерусалим и завладели большей частью Палестины.
Описывая их нашествие, Стенли Лейн-Пул говорит: "Крестоносцы проникали, как клин между старой и новой древесиной, и временами казалось, что они расколют ствол Мухаммаданской империи в щепки” (Стенли Лейн-Пул. "Саладин”, стр. 25).
О неописуемых жестокостях, которые творили христиане при своем вступлении в Иерусалим над беззащитными мусульманами, пишет достойный доверия христианский историк: "Последовавшая затем резня была, говорят, столь ужасна, что кони крестоносцев, ехавших к мечети Омара ступали по колено в крови. Младенцев хватали за ножки и разбивали о стены домов или швыряли за городскую стену, а все евреи были сожжены заживо в своих синагогах" (Британская энциклопедия, 9-е издание. Т. VI, ст. "Крестовые походы”).
Завоевание Иерусалима Христианами было событием огромного значения, оно продемонстрировало разложение, которое началось в странах Ислама. Кроме того, оно ознаменовало пробуждение Европы после Средних веков, которые, последовали за падением Рима. Оно поставило под угрозу весь мусульманский мир. Настроение Христиан настолько поднялось после этого, что Реджинальд, владелец Крака, стал мечтать о том, чтобы захватить в свои руки святые города Мекку и Медину.
Пробил самый бедственный час в истории Ислама со времен Трагедии отступничества (во время Халифата Хазрага Абу Бакра - прим. пер.). И как раз в этот момент с неожиданной стороны появилась новая звезда на небосклоне Ислама. Это была мосульская династия Занги, два представителя которой, Имадуддин Занги и Нуруддин Занги, неоднократно наносили поражения крестоносцам и изгнали их почти их всех городов Палестины, кроме Иерусалима. Нуруддин занимает видное место в истории Ислама благодаря своим административным заслугам, благочестию, скромности, справедливости и рвению в Джихаде. Его современник летописец Ибн Атир аль-Джазари, говоря о Нуруддине, отмечает:
"Я изучал жизнеописания всех прежних султанов. Могу сказать, что кроме пяти первых Халифов и Умара бин Абдул Азиза, не было ни одного из них, более религиозного и такого же милосердного, как он” (Аль-Камиль. Т. XI, стр. 164).
Когда Нуруддин умер, Салахуддин занял место на острие мусульманского сопротивления. Сражаясь в битве за битвой, он нанес крестоносцам сокрушительное поражение при Хиттине 4 июля 1187 г. (14 раби II 583 г. А.Н.).
Надежды христиан были полностью разбиты. Их армии были настолько деморализованы, что "Можно было видеть, как один-единственный сарацин тащил около тридцати христиан, которых он взял в плен и связал вместе веревками. Мертвые лежали грудами, как кучи камней, среди сломанных крестов, отрубленных рук и ног, а изуродованные головы покрывали землю, как обильный урожай дынь” ("Саладин”, стр. 214).
Затем Саладин пошел дальше, стремясь отвоевать Иерусалим. Огонь, пылавший в груди мусульман с тех пор, как этот город попал в руки христиан, наконец погас. Казн Ибн Шаддад, близкий друг и советник Султана, так описал волнующее зрелище победы в Иерусалиме: "Со всех сторон возносились Намазы; отовсюду были слышны крики "Аллаху Акбар”. Девяносто лет спустя в Иерусалиме совершались Намазы Джум'а (пятничный намаз). Крест, воздвигнутый христианскими солдатами на Куполе скалы, был сброшен. Это было замечательное зрелище. Милость Всемогущего и торжество Ислама были видны везде” (Абуль Фида Хамави. "Тарих”).
Благородство, великодушие и высокое чувство мусульманской морали, которые Салахуддин проявил в этот час торжества, снискали всеобщее восхищение историков. Стенли Лей-Пул говорит: "Если бы взятие Иерусалима было единственным фактом, известным о Саладине, этого одного было бы достаточно, чтобы считать его самым рыцарственным и великодушным завоевателем своего времени, а может быть, и всех времен” ("Саладин”, стр. 234).
Европа была взбешена этими неудачами. В отчаянии крестоносцы всех европейских стран в большом количестве собрались в Сирии, и произошел ряд новых жарких битв между христианами и мусульманами. И снова Салахуддин доблестно выдержал бурю сконцентрированной христианской ярости. После пяти лет непрерывных боев в 1192 г. в Рамле было подписано перемирие. Мусульмане сохранили Иерусалим и все другие города и крепости, захваченные ими, а христиане владели только небольшим государством Акра. Таким образом, наконец, задача, которую поставил себе Салахуддин, или, скорее, миссия, возложенная на него Аллахом, была выполнена. Лейн-Пул замечает: "Священная война была завершена; пятилетняя борьба закончилась. До
великой победы при Хиттине в июле 1187 г. ни дюйма Палестины к западу от Иордана не было в руках мусульман. После заключения мира в Рамле им принадлежала вся страна, за исключением узкой полосы вдоль берега моря от Тира до Яффы. У Саладина не было причин стыдиться этого договора” ("Саладии”, стр. 358).
Салахуддин был необычайно одаренным и энергичным человеком. Его способности в области организации и руководства были поразительны. Сотни лет спустя он сумел объединить различные мусульманские народы и племена под знаменем Джихада, заставив их забыть ради Ислама свои распри и подозрения.
"Вся мощь Христианства, сконцентрированная в Третьем крестовом походе, не сокрушила власть Саладина. Его солдаты могли роптать на долгие месяцы своей трудной и опасной службы год за годом, но они никогда не отказывались прийти на его призыв и положить жизнь за его дело…
Курды, туркмены, арабы и египтяне, — все они были мусульмане и его слуги, когда он звал их. Несмотря на их расовые различия, их национальную подозрительность и племенную гордость, он удерживал их как единое войско — не без трудностей и, два или три раза не без критических колебаний” ("Саладин”, стр. 359).

СМЕРТЬ САЛАХУДДИНА

Этот верный сын Ислама скончался 4 марта 1193 г. А.С. (27 сафара 598 г). Его бескорыстная, самоотверженная решительность спасла мусульманский мир от тирании Запада на долгие времена. Но Христиане извлекли огромную пользу из этих войн и сразу занялись подготовкой к новому нападению. Их черед пришел в 19-м столетии. Мусульмане же снова стали колебаться и допустили, чтобы почва ушла у них из-под ног. Они стали воевать между собой. К их несчастью, им не был ниспослан другой вождь, который обладал бы железной целеустремленностью, сверкающим энтузиазмом и непоколебимой честностью Салахуддина.



Из книги Абуль-Хасана Али Надви,
"Что потерял мир по причине отхода мусульман от Ислама”
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Re: Упадок мусульман

Сообщение admin »

Христиане извлекли огромную пользу из этих войн и сразу занялись подготовкой к новому нападению. Их черед пришел в 19-м столетии. Мусульмане же снова стали колебаться и допустили, чтобы почва ушла у них из-под ног. Они стали воевать между собой. К их несчастью, им не был ниспослан другой вождь, который обладал бы железной целеустремленностью, сверкающим энтузиазмом и непоколебимой честностью Салахуддина.
При всех своих недостатках, мусульмане были ближе к пути пророков, чем любой другой народ. По этой причине, независимо от того, какая часть их былой власти и престижа сохранилась, они продолжали сдерживать Невежество. Они по-прежнему были в мире силой, вызывавшей повсюду уважение. Но внутренне они увядали и разлагались. Это не могло долго оставаться неизвестным окружающему миру. Ложное представление о силе окончательно развеялось к середине 13-го столетия, когда на них волна за волной нападали дикие народы и враждебные государства, и исламские страны попали в руки своих врагов.

ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Самыми свирепыми среди варварских захватчиков были татары. Они пришли из своих родных степей и подобно саранче распространились по мусульманскому миру Это было страшное бедствие, которое заставило мусульман задыхаться от страха и безысходности. Ибн Катир говорит: "Это несчастье было таким ужасным, что долгое время я не мог решить, говорить о нем или нет. Даже теперь я делаю это с большой неохотой. В самом деле, кто может решиться описать трагедию смерти Ислама и последователей Ислама или историю его унижения и позора? Хотел бы я вовсе не родиться или умереть и быть забытым до того, как произошла эта катастрофа. Но друзья уговорили меня написать о ней. Я и сам подумал, что умалчивание об этой трагедии не принесет никакой пользы.
Это бедствие не имеет себе равных в истории. Оно поражает весь человеческий род в целом и мусульман в частности. Если кто-то скажет, что было еще какое-либо подобное событие от Адама до наших дней, это будет неправильно, потому что в истории нет ни единого примера, сравнимого с этим, и, наверное, ничего подобного не произойдет и впредь до самого Судного дня (кроме появления Гога и Магога). Дикари не щадили никого. Они вспарывали животы беременных женщин и убивали детей в их чреве ("От Аллаха мы исходим и к Нему возвращаемся. Нет ни страха, ни власти, кроме как у Аллаха”). Это была трагедия всемирного масштаба. Она возникла, как буря и промчалась по всему миру” (Аль-Камиль. Т XIII, стр. 202-203).
Победоносные татары в 650 г. вошли в столицу Багдад и превратили город в груду камней. Ибн Катир приводит нижеследующее описание Багдадского разграбления: "Смерть и разрушение царили в Багдаде в течение сорока дней. После чего этот прекраснейший в мире город был сокрушен и разрушен до такой степени, что там можно было видеть лишь горстку людей. Мертвые тела громоздились на улицах грудами высотой до крыш. Шли дожди, и трупы разлагались. Их зловоние наполняло воздух, и разразилась страшная эпидемия, распространившаяся до самой Сирии и везде собиравшая с жизни тяжкую дань. Голод, чума и смерть охватили страну” (Ибн Катир).

ЕГИПТЯНЕ ТЕСНЯТ ТАТАР

Завладев Ираком и Сирией, татары обратили свое внимание на Египет. Египетский Султан Сайфуддин Кутз решил, что нападение — лучшая защита, и вместо того, чтобы ждать прихода татар, он взял инициативу в свои руки и выступил против них с большой армией. При Айн-и-Джалут произошла смертельная битва, и, вопреки прошлому опыту, татары были разбиты.
После смерти Сайфуддина хорошую работу проделал его преемник Бейбарс, который полностью развеял миф о непобедимости татар, нанося им одно поражение за другим, пока вся Сирия не была очищена.

ПОКОРИТЕЛИ МУСУЛЬМАН СТАНОВЯТСЯ ПЛЕННИКАМИ ИСЛАМА

Но татары по-прежнему господствовали на обширной Исламской территории от Ирака до Ирана. Престол Исламского Халифата, Багдад, был в их руках. Жестокая ирония судьбы состояла в том, что такой некультурной расе, как они, выпало владеть нервным центром Исламской культуры. Это сказывалось на всей интеллектуальной и культурной жизни мусульман. Но они не могли ничего поделать. Они были бессильны. И вот когда казалось, что все погибло, на передний план выступила духовная мощь Ислама, чтобы совершить удивительное чудо завоевания. Несколько безвестных и искренних мусульманских проповедников и придворных начали работу по пропаганде Ислама среди татарских правящих кругов, а его магия сделала остальное. Покорители мусульман стали пленниками Ислама.
Рассматривая это замечательное событие, Ибн Катир пишет: "В этом году (694 г. АЛ.) Казан, правнук Чингизхана, сидел на троне, и он публично был обращен в Ислам Амиром Таузуном (да благословит Аллах его душу!) Вместе с ним почти все татары стали мусульманами. В день обращения Султана золото, серебро и жемчуг были розданы в виде милостыни. Султан принял мусульманское имя "Махмуд” и посещал по пятницам Намазы в коллективе. Многие храмы были разрушены. Была введена Джизйа (налог, взимаемый мусульманским государством с немусульманских подданных за освобождение от
воинской повинности. - прим. переводчика). Конфискованная собственность была возвращена в Багдаде и в других местах
законным владельцам, и отправлялось правосудие. Люди восхваляли Щедрость и Славу Аллаха”. (Ибн Катир. Т. XIII. стр. 304.)

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ НА МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР

В результате татарского нашествия мусульманский мир потерпел серьезную неудачу. Его интеллектуальный прогресс был приостановлен, и среди мусульман распространилось общее чувство пессимизма относительно будущего Ислама. Охваченные этим чувством, Улама и мусульманские проповедники закрыли дверь Иджтихада. Под влиянием застоя они считали, что для безопасности Ислама следует строжайшим образом сохранять существовавшее положение дел.
Было очень печально, что правление миром перешло в руки народа, который едва вышел из варварского состояния. Хотя обращение татар дало мусульманам возможность жить спокойно и вновь сделало Ислам религией империи, татарам очень не хватало качеств Исламского имамата. Для того чтобы у них развились эти качества, требовалось много времени, а Исламский мир в тех условиях не мог себе позволить ждать. Мусульманам настоятельно требовался пылкий и энергичный народ, который мог бы вдохнуть в них новую жизнь и вдохновенно руководить ими.

ПОЯВЛЕНИЕ ОТТОМАНСКИХ ТУРОК

За короткое время в 15-м столетии (9-м столетии) оттоманские турки вышли на арену истории. Они сразу же привлекли к себе внимание всего мира, когда в 1455 г. (853 Х.) их двадцатичетырехлетний Султан Мухаммад Завоеватель взял Константинополь, до тех пор неприступную столицу Восточной Римской империи. Эта победа, которая не давалась мусульманам в течение восьмисот лет, несмотря на их многократные попытки, взволновала весь мусульманский мир и возродила его дух. Мусульмане почувствовали, что они могут возложить свои надежды на оттоманских турок, как на потенциальных вождей мусульманского возрождения; им можно доверить руководство мусульманским миром. Они в должной степени обладали стойкостью, предвидением и силой и дали вполне достаточное доказательство своей способности стремиться к своим идеалам.
Барон Карра де Во справедливо отметил: "Победа Мухаммада Завоевателя не была подарком судьбы или результатом ослабления Восточной империи. Султан готовился к ней в течение долгого времени. Он использовал все существовавшие тогда научные знания.
Только что были изобретены пушки, и он решил заполучить самую большую пушку в мире. И для этого воспользовался услугами венгерского инженера, сконструировавшего пушку, которая могла стрелять ядром, весившим 300 килограммов, на расстояние в одну милю. Рассказывают, что эту пушку тащили 700 человек, и для того, чтобы ее зарядить, требовалось два часа. Мухаммад
двинулся на Константинополь с 300000 солдат и сильной артиллерией. Его флот, который осадил город с моря, состоял из 120 военных кораблей. Он очень остроумно решил отправить часть своего флота по суше. Семьдесят кораблей под командованием Косим Паши доставили к морю, перемещая их по деревянным доскам, которые смазывали жиром (чтобы сделать скользкими)” (М. Джамиль Бейхам. "Фальсафат-ут-Тарихиль-Усмани”, стр. 274).
Султан вселил в сердце Европы такой страх, что когда он умер, папа приказал, чтобы по всему христианскому миру, в течение трех дней, постоянно служили благодарственные молебны.

ПРЕИМУЩЕСТВА, КОТОРЫМИ ОБЛАДАЛИ ОТТОМАНЫ

Оттоманы обладали многими замечательными преимуществами, которые предопределили их ведущее положение в мусульманском мире:
1) Они были энергичным, великодушным и предприимчивым народом, наделенным стремлением к борьбе. Ведя кочевой образ жизни, они были свободны от лени и чувственности, погубивших восточных мусульман.
2) Они обладали большой военной силой и им вполне можно было доверить охрану духовных и мирских интересов Ислама и защиту мусульманского мира от его врагов. Их владычество распространялось на три континента — Европу, Азию и Африку. Мусульманский мир от Ирана до Марокко был в их власти. Они покорили Малую Азию, а в Европе дошли до самых стен Вены. Они были хозяевами Средиземного моря. Доверенный друг Петра Великого писал ему из Константинополя, что оттоманские Султаны рассматривают Черное море как свое частное озеро, куда они не пускают посторонних. Турецкий флот был таким сильным, что объединенная морская мощь Европы не могла соперничать с ним. В 1547 г. (945 г. А.Н.) объединенные флоты Рима, Венеции, Испании, Португалии и Мальты потерпели серьезное поражение. Во время правления Сулаймана Великого, Оттоманская империя охватывала площадь в 400 000 квадратных миль — от реки Сава на севере до устья Нила на юге и от Кавказа на востоке до г. Атлас
на западе. Все значительные города древнего мира, за исключением одного лишь Рима, входили в ее состав. Оттоманский флот состоял из 3000 судов ("Фальсафат-ут-Тарихиль-Усмани”, стр. 280-281). Многие христианские монархи домогались милости оттоманских султанов. Церковные колокола переставали звонить в знак почтения к ним.
3) Оттоманы занимали на карте мира очень важное, в стратегическом отношении, место. Их столица Стамбул (Константинополь) не имела себе равных с точки зрения своего географического и стратегического положения. Он стоял на стыке Европы и Азии, откуда оттоманы могли контролировать все три континента Старого света. Позже Наполеон сказал, что если бы когда-нибудь было создано всемирное правительство, только Константинополь был бы для него идеальной столицей.
Оттоманы закрепились в Европе, что должно было приобрести большое значение в будущем и уже порождало новую жизнь. У них была великолепная возможность получить преимущество над христианской Европой, провозгласив новую эру и поведя человечество по пути просвещенного прогресса, начертанному для него Исламом, прежде чем Европа вырвется вперед, чтобы вести его к гибели.

ПАДЕНИЕ ОТТОМАНСКИХ ТУРОК

Но, к своему несчастью и к несчастью всего Исламского мира, турки поддались искушениям лени и роскоши, их нравственность упала и их правители стали тиранами. Появились зловещие междоусобные раздоры и разногласия, губернаторы провинций и армейские генералы стали продажными и ненадежными.
Величайшей ошибкой, совершенной Оттоманами, было то, что они позволили своим умам стать неподвижными. В области вооружения и военной организации они полностью игнорировали процитированное выше Божественное повеление, предписывавшее им держать свои силы наготове до крайних пределов своих возможностей, чтобы вселять ужас в сердца врагов, и позволили своей великолепной боевой машине заржаветь и сгнить.
Далее, на них больше не действовал совет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Мудрость — это потерянная собственность мусульманина; где бы он ни нашел ее, она принадлежит ему”. Следовало бы ожидать, что, находясь среди враждебных народов Европы, они будут постоянно помнить мудрый совет, который Амр бин аль-Ас дал египтянам; а именно: "Не
забывайте, что вы беспрерывно находитесь в опасности. Вы стоите на жизненно важном посту. Поэтому будьте всегда бдительны и держите оружие наготове. Вы окружены врагами, которые смотрят завистливыми глазами на вас и на вашу страну” (Джирджи Зайдан. "Тарик-у-Миср”).
Но Оттоманы стали самодовольными. В то время, как народы Европы шли вперед быстрыми шагами, они оставались на месте.
Известный турецкий историк Халиде Эдиб так говорит об этом в своей книге "Конфликт между Востоком и Западом в Турции”: "Пока мир оставался схоластическим, мусульманские религиозные деятели замечательно выполняли свои обязанности, и медресе Сулемание и Фатих были центрами образования и всех наук, которые существовали в то время. Но когда Запад разбил цепи схоластики и создал новое знание и науку, результатам которой предстояло изменить весь облик мира, мусульманские религиозные деятели совершенно не справились с делом образования. Улама считали само собой разумеющимся, что человеческое знание не поднялось выше уровня, на котором оно находилось в тринадцатом столетии, и такой склад ума господствовал в их системе образования до середины прошлого столетия.
Самодовольство улама в Турции в частности и в мусульманском мире в целом, не имело ничего общего с их верностью учению Ислама, потому что схоластическая философия и теология — христианская или мусульманская — является эллинской. Она в большей или меньшей степени представляет собой учение Аристотеля, грека, языческого философа. По этой причине необходимо привести здесь краткий сравнительный обзор Христианского и Исламского учений.
Kyp'aн не намерен в деталях объяснять создание материальной вселенной. Он уделяет гораздо больше внимания моральной и социальной сторонам человеческой жизни. Он говорит о "хусн” и "кубх”, то есть о прекрасном и уродливом, которые есть не что иное, как добро и зло. Отсюда его закон. Вообще, метафизическая и духовная сторона Ислама несложна. Она основывается на признании Единственности — единственной созидающей Силы Одного Аллаха. Отсюда простота Ислама и сравнительная свобода, с которой мусульмане могут принимать новую интерпретацию материального мира. Но эта замечательная простота и широта кругозора, которые могли приспособляться к новым знаниям о материи, недолго существовали у мусульман. В девятом столетии не только Исламский закон, но и теология были окончательно поставлены в жесткие рамки великими мусульманскими
мыслителями — мутакаллимами; философия Аристотеля была включена в новую мусульманскую теологию, и дверь Иджтихада была закрыта.
Новая христианская доктрина, которая является учением скорее Св.Павла и отцов церкви, чем Христа, содержит детальное объяснение материальной вселенной. Оно было принято как откровение, и его истину надо было объяснить. Поскольку Христианские теологи не могли все доказать путем наблюдения, они старались сделать это с помощью рассуждения. Они прибегли к Аристотелю, потому что он был почти волшебником в том, что касается логических рассуждений.
Когда Запад начал изучать природу с помощью наблюдения, анализа и эксперимента, христианская церковь была потрясена. Когда аналитические методы привели к великим открытиям, церковь решила, что это означает конец ее влияния. Поэтому мы видим на Западе эпоху страданий и мученичества ученого и добросовестного искателя истины о материальной вселенной.
После кровавого конфликта между наукой и Христианством, церковь заняла реалистическую позицию, и научное знание было постепенно включено в программы обучения как в колледжах, так и в начальных школах. Университеты, которые были похожи на Мадраса улама, стали центрами нового обучения и науки, не упуская из виду Теологии и Метафизики. Следствием этого было то, что Христианская церковь сохранила свое влияние, по крайней мере, на часть интеллигенции; католические и протестантские священники могли обсуждать любые проблемы с новой молодежью и могли быть отнесены к научно-образованной элите.
Позиция оттоманских улама была совершенно иной. Они никогда не преследовали новое знание или новую истину о материи. Но, во-первых, не было никакой новой мысли, которую можно было бы преследовать. Пока они руководили образованием мусульманской нации, ничто новое не могло туда проникнуть; они заботились об этом и их учение остановилось на месте. Далее, в эпоху упадка они были так заняты политикой, что казалось гораздо легче придерживаться Аристотеля, рассуждая об основах знания, чем отваживаться на наблюдение и анализ. Поэтому Мадраса оставались до конца прошлого столетия тем же, чем они были в 13-м столетии. "Вакф”, или школы при мечетях, которые были единственными учреждениями начального образования, точно так же не менялись” (Халиде Эдиб. "Конфликт между Востоком и Западом в Турции”, стр. 480-482).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЕСПЛОДИЕ СВОЙСТВЕННО НЕ ТОЛЬКО ТУРКАМ

Интеллектуальное бесплодие и неэффективность системы обучения были чертами, свойственными не только туркам, они были распространены во всем мусульманском мире. Повсеместно мусульмане стали инертными как умственно, так и духовно. Если мы, точности ради, не отмечаем это оцепенение еще в 14-м столетии, то уж 15-е столетие — наверняка последнее, в котором проявлялась подлинная интеллектуальная жизнь среди последователей Ислама. В этом столетии Ибн Халдун написал свои "Пролегомены”.
В 16-м столетии вялость ума, рабская педантичность и слепое подражание стали всеобщими. Среди улама последних четырех столетий невозможно найти хотя бы одного из сотни, который мог бы по справедливости быть назван гением, или который создал бы что-либо, достойное стать рядом со смелым и благородным интеллектуальным творчеством ранних столетий. Лишь немногие из них возвышались над низким интеллектуальным уровнем своей эпохи и, между прочим, все они были связаны с
Индией. Одним из этих выдающихся людей был Шайх Ахмад Сирхинди Муджаддид Алф Тани (17-й век). Он оказал большое влияние на весь мусульманский мир. Его "Письма” внесли ценный вклад в Исламскую религиозную мысль. Другое выдающееся имя в этом ряду — Шах Вали уллах Дихалви (18-й век). Его Худжатуллах-иль-Балига, Изалат-уль-Хафа, аль- Фауз-уль-Кабир и Инсаф были единственными в своем роде. Третьей выдающейся личностью в этой области был его сын Шах Рафиуддин Дихлави,
который в 19-м столетии написал Такмиль-уль-Азхан и Асрар-уль-Махаббат. Затем был Шах Исмаил Шахид, чьи Маисаб-и-Имамат и Абакат до сих пор являются работами огромной ценности. Точно так же улама Фаранги Махал и некоторых учебных центров восточных районов, которые заслуживают упоминания благодаря своим высоким знаниям и учености, сделали многое для
повышения уровня образования своей эпохи. Но их таланты были в основном ограничены схоластикой, за исключением лишь Шаха Валиуллаха, который занимался вопросами этики, политики, экономики, мистицизма, истории, социологии и т.п.
Чрезмерный консерватизм и рабская верность традициям лишали также поэзию и литературу свежести. Язык был перегружен украшениями. Даже личные письма, официальные записи, дипломатические ноты и царские эдикты не были свободны от этого недостатка. Мадраса и другие учебные заведения испытывали комплекс неполноценности, что вело к упа дку литературы и мысли. Из учебных программ постепенно изымались классики, а их место занимали компиляции новейших авторов, которые не обладали оригинальностью мысли и были всего лишь слепыми подражателями или толкователями старых учителей. Учебники
были заменены дешевыми аннотациями и комментариями, при составлении которых авторы всячески экономили бумагу и сводили их к простым заметкам.

ВОСТОЧНЫЕ СОВРЕМЕННИКИ ТУРОК

На Востоке одновременно с Оттоманской империей существовали две влиятельные мусульманские империи. Одной из них была Могольская империя в Индии. Основанная в 1526 г. Бабуром, она имела редкое везение — ею правили, один за другим, мудрые и могущественные императоры, из коих последним был Аурангзеб, которого всегда будут помнить в истории Ислама в Индии благодаря чистоте его личности, религиозному рвению и обширным завоеваниям. Он правил в течение примерно полувека.
После его смерти, в первой половине 18-го столетия, для Могольской империи настали тяжелые времена. Его преемники оказались совершенно недостойными его. Они были слабыми и неумелыми. Между тем, это было время повреждения Европы. Не говоря уже о том, чтобы защитить мир Ислама от враждебных намерений Запада, моголы не смогли защитить свою собственную империю, - она пала жертвой нападения с запада и стала, в результате их слабости и несостоятельности, ступенью к безграничному процветанию Англии. *
Сэр Уильям Дигби говорит в том же духе: "Промышленное превосходство Англии обязано своим происхождением обширным запасам Бенгалии и Карнатика, которые были в ее распоряжении... До победы в битве при Плесси и до того, как в Англию хлынули потоки сокровищ, промышленность нашей страны была в упадке ”. ("Процветающая Индия: открытие”, стр. 30).
Другой была Сафавидская империя в Иране. Вначале это было очень просвещенное и прогрессивное государство. Однако чрезмерная приверженность шиизму и бессмысленные ссоры с Турцией поглотили его энергию и сделали его
слабым.
Обе эти империи полностью отгородились от внешнего мира. Они утратили чувство времени и закрыли глаза на перемены, которые происходили вокруг них. Европа была где-то далеко, и даже ход событий в соседних мусульманских странах не вызывал у них никакого интереса.
Способность Ислама выстоять в условиях, когда, кажется, все направлено против него, проявляется на протяжении всей его истории. В различных мусульманских странах появлялись люди, наделенные силой и воображением, которые пытались на свой страх и риск изменить направление исторического процесса. В Индии бесстрашный Типу-султан предпринял героическую попытку отвоевать свою страну у иностранцев. Немного позже Саийид Ахмад Шахид был охвачен волнующей мечтой — основать государство, которое простиралось бы до Бухары в границах Хила-фат-и-Рашида. Он вдохновил тысячи честных и благородных проповедников и воинов, которые своим религиозным энтузиазмом, искренностью и самоотверженностью возродили память первых столетий Ислама. Но всеобщее вырождение достигло таких размеров, что индивидуальные усилия не могли остановить процесс распада.

НАУЧНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПРОГРЕСС В ЕВРОПЕ

Тем временем Европа делала огромные успехи в науке и промышленности. Она покоряла скрытые силы материи, постигала все новые тайны природы, открывала "неведомые” земли. В течение 16-го и 17-го столетий она породила множество выдающихся людей во всех сферах творческой деятельности. Такие ученые, как Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер и Ньютон, революционизировали мир физики, а Колумб, Васко да Гама и Магеллан открыли Новый Свет и многие другие земли и морские пути.
Судьба человечества заново решалась на Западе. Мир менялся со скоростью, от которой захватывало дух. Тот, кто по лени упускал момент, многое терял. Мусульмане, увы, упускали не минуты, а столетия, в то время как европейские нации сознавали ценность времени и за годы покрывали дистанции, равные
столетиям.
Турки настолько отстали в области промышленности, что судостроение у них началось только в 16-м столетии. Печатный станок, здравоохранение и военные учебные заведения появились в Турции только в 17-м веке. В конце 18-го века в Константинополе увидели летящий воздушный шар, и турки решили, что это какой-то магический фокус.
Если имперская Турция стала так сильно отставать, каково же могло быть положение тех мусульманских стран, которые находились под ее властью? У них не было даже мелкой промышленности. Вольней, французский путешественник, который в 18-м столетии путешествовал по Египту и четыре года провел в Сирии, писал, что "эта страна (Сирия) в области промышленности настолько отстала, что если у вас испортятся часы, вам придется пойти к иностранцу, чтобы их починить” (Д-р Ахмад Амин "Зуама-уль-Ислах филь Аср иль-Хадис”, стр. 6).
В пору своего расцвета турки не имели себе равных в мире в военном искусстве. Теперь же и в этой области европейцы оставили их позади. В 1774 г. Оттоманская империя потерпела сокрушительное поражение от Европы. Потрясение, вызванное этим поражением, в какой-то мере помогло открыть глаза туркам на уродливые реальности их положения, и с их стороны были сделаны некоторые попытки навести порядок в своем доме. Была проведена военная реорганизация с помощью иностранных специалистов. Тем не менее, подлинная национальная реконструкция была предпринята Султаном Салимом III, который, между прочим, вырос за пределами дворца. Он открыл школы нового образца, в том числе инженерный колледж, в котором он сам преподавал. Он также заложил основу современной армии под названием "Новый порядок” и провел политические реформы. Но процесс разложения зашел в Турции так далеко, что прежде чем могло быть достигнуто значительное продвижение вперед, старая армия взбунтовалась против Султана, и он был убит. После него Махмуд II и его преемник Абдул Маджид I посвятили себя делу построения нации, и во время их правления страна сделала определенные шаги вперед.
Но эти разрозненные попытки перестройки были попросту ничем по сравнению с мощной поступью Европы. Судьбу, которая постигла мусульман Марокко, Алжира, Египта, Индии, Туркестана и других стран в 18-м и 19-м столетиях, вполне можно было предсказать в 16-м и 17-м столетиях.

_________________________

* Развивая тезис о том, что Англия стала великой благодаря богатству, награбленному в Индии, Брук
Адаме говорит: "Очень скоро после Плесси в Лондоне начала появляться Бенгальская добыча, и результаты этого сказались немедленно, так как все авторитеты сходятся на том, что "Промышленная революция”, событие, которое отделило 19-й век от всего предшествовавшего ему времени, началась с 1760 г. Битва при Плесси произошла в 1757 г. и, пожалуй, последовавшие затем перемены невозможно сравнить ни с чем по скорости... Сами по себе изобретения пассивны, многие из них, очень важные, лежали в бездействии в течение столетий, ожидая, пока накопится достаточный запас силы, которая могла бы привести их в действие. Этот запас всегда должен иметь форму денег, причем денег не в копилке, а в движении... До притока индийских сокровищ и последовавшего за ним роста кредитов не существовало силы, которая была бы достаточной для этой цели... фабричная система была порождением "Промышленной революция”, а до того, как капитал был накоплен в таком количестве, которое могло обеспечить большие массы рабочих, производство осуществлялось отдельными индивидуумами... Наверное, с тех пор, как свет стоит, никакие капиталовложения не приносили такой прибыли, как индийская добыча, потому что в течение почти пятидесяти лет Великобритания не знала соперников”. ("Закон цивилизации и упадка ” Лондон. 1898 г., стр. 313-317).

Из книги Абуль-Хасана Али Надви,
"Что потерял мир по причине отхода мусульман от Ислама”
Ответить

Вернуться в «Исламская история»