История Каабы

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

История Каабы

Сообщение admin »

Сказал Всевышний Аллах: «[Вспомни,] как Ибрахим и Исмаил закладывали основы дома и воззвали: «Господи наш! Прими от нас [этот дом], ибо Ты, воистину, — Слышащий, Знающий.» (Сура «Корова», аят 127)
Слово Кааба происходит от мука’аб, что означает «кубическая форма». Это первый храм на Земле, посвященный Единому Господу.
Достоверно известно о том, что Каабу построил Ибрахим аль-Халиль (мир ему иблагословение Аллаха). На то время в ее окрестностях жили его сын Измаил и племя Джурхума (родом из Йемена). Так же передается, что изначально Каабу создали ангелы; во второй раз ее построил Адам (мир ему); в третий раз она была отстроена заново Ибрагимом. Стороны Каабы в точности обращены в направлении полюсов компаса. Ветры, внезависимости от того, насколько они сильны, ударяясь об нее, теряют свою силу, не причиняя ей никакого вреда.
Исмаил (мир ему) был первым сыном Ибрагима от Хаджарь, однако после его рождения другуая жена, Сара, стала очень ревновать. По приказу Аллаха, Ибрагим отвез свою жену Хаджарь с двухлетним сыном Исмаилом в пустынное место (где впоследствии была основана Мекка) и оставил их там. Однажды Ибрагим приехал навестить свою семью. Исмаил был уже взрослым, он сидел под деревом, рядом с источником Замзам, и вытачивал стрелу. Они приветствовали друг друга, как отец и сын, и Ибрагим сказал: «О, Исмаил, Аллах приказал мне построить здесь (и он указал на небольшой холмик) дом. Ты мне поможешь?», и они приступили к строительству. Работая, они говорили: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, ты- Слышащий, Знающий! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный!» (Сура «Корова», аяты 127, 128).
Сооружение Ибрахима оставалось нетронутым вплоть до времени его перестройки племенем Аль-Амалика и позже племенем Джурхума.
Когда во втором столетии до Хиджры управление Каабой перешло в руки Кусая Ибн Килаба – предка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – он разобрал ее и заново отстроил на твердом фундаменте, соорудив над ней крышу из пальмовых стволов. На одной из сторон им был также построен «Дару-н-Надва» (Дом Собрания) – место, с которого он осуществлял правление и где держал совет со своими сподвижниками. Позже он разделил все стороны Каабы среди различных родов курайшитов, каждый из которых строил дома на отведенной ему стороне. Двери их открывались в направлении Каабы.
За пять лет до начала миссии Пророка, наводнение разрушило строение. Обязанности, связанные с ее отстройкой, курайшиты поделили между собой. Они наняли римского строителя для ее постройки и египетского плотника, который должен был помогать им в столярных работах. Когда пришло время установления Черного Камня, возник спор отом, какой род должен быть удостоен чести установления Камня на его место. Тогда они обратились к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, которому на то время исполнилось тридцать пять лет, с просьбой разрешить их спор, ибо они глубоко верили в его мудрость и рассудительность. Взяв плащ, он поместил на него Камень, после чего велел взяться всем за края плаща и вместе поднять его. Когда Камень принесли обратно и подняли до необходимой высоты (по восточному углу), он взял его и собственноручно установил на место.
К тому времени средства Курайшитов были истощены, и они решили уменьшить одну из сторон Каабы – именно так она и выглядит в наше время, поскольку часть первоначального строения была исключена. Это место носит название Хиджр Исмаил (запретное место Исмаила).
Строение сохранялось в таком виде до установления Абдуллой ибн Аз-Зуббайром своей власти над Хиджазом во время правления Язида Ибн Муавийи. Хусайн ибн Нумайр, командующий армии Язида, осадил Аз-Зубайра в Мекке и нанес удар катапультой по Каабе. Кааба была разрушена, Аль-Кисва (покрывало Каабы) и некоторые элементы крыши сгорели. Осада была снята лишь после того, как пришло известие о смерти Язида. Ибн Аз-Зубайр принял решение полностью разобрать Каабу и заново отстроить ее в первоначальном виде. Хиджр Исмаил был вновь включен в Каабу. Дверь была установлена на уровне земли, а на противоположной стороне была установлена еще одна, так что отныне люди могли входить в Каабу через одну дверь и выходить через другую. Высота тогдашнего строения Дома им была установлена на уровне двадцати семи локтей. После завершения строительства, Каабу покрыли мускусом, наполнив таким образом строение благоуханием внутри и снаружи, а затем укрыли шелковой Кисвой. Сооружение было завершено 17-го Раджаба 64 г. по Хиджре.
После установления в Дамаске власти Абдул-Малика ибн Марвана, посланный им военачальник Хаджадж ибн Юсуф нанес поражение Аз-Зубайру и убил его. Войдя в Священную Мечеть и увидав, что Аз-Зубайр сделал с Каабой, Хаджадж написал об этом Абдул-Малику, приказавшему вернуть Каабе ее первоначальную форму. Тогда Хаджадж разрушил шесть с половиной локтей северной стороны и перестроил ее, в соответствии с планом Курайшитов. Была установлена восточная дверь и устранена западная. Пол внутри нее был выложен не поддававшимися обработке камнями (он, таким образом, возвышается над тем местом, где совершается таваф).
Когда в 960 г. Хиджры на трон взошел Оттоманский Султан Сулейман, он приказал заменить крышу Каабы. Султан Ахмад (пришедший к власти в 1021 г.Хиджры) также распорядился о ее реставрации. В 1039 году Хиджры крупное наводнение частично разрушило северную, восточную и западную стены. Оттоманский султан Мурад IV распорядился о ее восстановлении.

Форма Каабы
По форме Кааба является почти кубическим строением, в которое вмонтированы тяжелые темные синевато-серые камни. Сейчас в высоту она достигает шестнадцати метров. Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она была значительно ниже, что можно заключить из следующего факта: в День Открытия Мекки, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял себе на плечи Али Ибн Абу Талиба, чтобы тот смог сбросить идолы, расположенные на крыше Каабы.
Северная стена (обращенная к Хиджр Исмаил), через которую подается вода, и противоположная ей (южная) достигают в длину десять метров и десять сантиметров, тогда как восточная, в которой встроена дверь, и западная имеют двенадцать метров в длину. Дверь возвышается над землей на высоте двух метров.
Черный Камень установлен в (юго-восточном) углу, поэтому для входящего в двери он оказывается слева. Камень установлен на высоте полутора метров от земли (т.е. над уровнем места обхода).
С древних времен углы Каабы именуются «Аль-Аркан» (множественное число от «Ар-Рукн», столб). Северный называется Ираки Рукн (иракский), восточный- Сирийский, южный – Йеменский и восточный (в котором установлен Черный Камень) называется Черным. Место между дверью и Черным Камнем называется «аль-Мультазам» (буквально место, которому он остается верным), поскольку совершающий обход твердо держится его, молясь ивзывая к Аллаху.
Желоб, встроенный в северной стенеи называемый Желобом Милосердия, впервые был вмонтирован Аль-Хаджаджем ибн Юсуфом; в 954 году Султан Сулейман заменил его на серебряный, который в свою очередь был заменен Султаном Ахмадом в 1021 г. на серебряный с позолотой. В 1273 году Хиджры Султан Абдул-Маджид сменил его на золотой, таким он остается и поныне.
Северная полукруглая стена называется Аль-Хатим. Она похожа на арку, стороны которой соединяют северный (иракский) и западный (сирийский) Рукны. Между ее противоположными краями и указанными Рукнами имеется проем размером в два метра и три сантиметра. В высоту, отделанная мрамором стена Аль-Хатим, имеет один метр, в ширину – полтора. Расстояние от центра Аль-Хатима до середины северной стены Каабы – восемь метров и сорок четыре сантиметра. Место, огороженное стенкой Аль-Хатим и северной стеной, носит название Хиджр Исмаил. Это пространство (величиной в три метра) было включено в Каабу, построенную Ибрахимом, мир ему и благословение Аллаха.

Покрывало Каабы
Относительно покрывала Дома известно, что Тубба (титул королей Йемена) Абу Бакр Асад первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем. Его преемники следовали данному обычаю. Впоследствии Дом покрывали различных видов тканями, каждую новую стелили на прежнюю. После того, как предыдущее покрывало изнашивалось, оно покрывалось новым. Так продолжалось до тех пор, пока Кусай не обложил арабов пошлиной за ежегодное установление нового покрывала (его потомки сохранили этот порядок). Абу Рабиа Ибн Аль-Мугира обычно устилал его новым покрытием раз в год, и каждый род Курайшитов поступал так же.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покрыл Дом йеменскими тканями. Эта традиция была продолжена. Когда Халиф Аббасидов приехал для совершения паломничества, смотрители Дома пожаловались ему на большое число покрывал, которые накопились на крыше, подвергая тем самым ее опасности обрушения. Халифом был отдан приказ об их устранении. С тех пор, каждый год старое покрывало должно было сменяться новым – этой традиции следуют и по сей день.
Внутри Кааба также украшена занавесами. Первой их повесила мать Аббаса, сына Абдул-Мутталиба, – сделала она так, исполнив данное своему сыну обещание.

Черный Камень
Хаджар аль-Асвад (Черный Камень) представляет из себя твердый камень (кусок скалы) неправильной овальной формы черного с аловатым оттенком цвета; на нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии, появляющиеся в местах соединения отколовшихся частей. Его диаметр составляет около тридцати сантиметров. Передают со слов Абдуллы бин аль-Амра бин аль-Аса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Черный камень и макам Ибрагима – это два из драгоценных камней Рая. Аллах погасил их свет, а если бы Он не погасил их свет, то они осветили бы все между востоком и западом» (Ахмад, ибн Хузайма). Паломники, совершая обход вокруг Кабы, стараются дотронуться до черного камня и поцеловать его, так как это является сунной – достоверно известно, что так поступал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), поцеловав Черный Камень сказал: «Я знаю, что ты всего лишь камень, и ты не можешь ни навредить, ни помочь. Если бы я не видел, что тебя целовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я бы никогда не поцеловал тебя» (Бухари, Муслим).В этом высказывании Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) выразил отношение всех мусульман к ценностям Каабы и ее составляющих частей. Следует хорошо понимать, что Кааба, черный камень, макам Ибрагима и пр. являются для нас, мусульман, всего лишь символами поклонения Единому Господу, а никак не предметами поклонения сами по себе, и, выполняя некоторые обряды, мы лишь следуем сунне нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Что такое аль-Хиджр?
Аль-Хиджр – это то место, где Ибрагим (мир ему) оставил свою жену Хаджарь (мир ей) и сына Исмаила (мир ему), привезя их в эту местность, и где он велел Хаджарь построить себе жилище. Аль-Хиджр является частью Каабы, на это указывается в аяте: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома» (Сура «Хадж», аят29)и во многих хадисах. Однако курайшиты включили только часть аль-Хиджры в Каабу, так как им просто не хватило средств на дальнейшее строительство. Некоторые историки утверждают, что там находятся могилы Хаджарь и сына Исмаила (мир им обоим), однако все хадисы на эту тему являются недостоверными. Согласно многим хадисам, вступивший на территорию аль-Хиджра приравнивается вошедшему внутрь Каабы. Так, Айша (да будет доволен ею Аллах) передала: «Я хотела войти в Дом и помолиться там. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за руку и ввел меня в аль-Хиджр, сказав: «Если хочешь войти внурть Дома, то молись здесь, ибо это часть Дома, но твои люди (т.е.Курайшиты) уменьшили его, когда перестраивали» (аль Наса’и).

Макам Ибрагима
Макам Ибрагима (место Ибрагима, мир ему) представляет собой тот камень, рядом с которым имамы руководят молитвой правоверных, и который Исмаил подставил отцу во время строительства (да будет над ними мир!), когда стена Священной Каабы стала выше роста Ибрагима. Достроив одну строну, Ибрагим переставил камень, чтобы достроить другую и так до тех пор, пока все стены Каабы не были возведены. По воле Аллаха Всевышнего, камень сохранил отпечаток стопы Ибрагима, как напоминание его потомкам. Согласно хадису посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – «Этот камень – место Ибрагима. Аллах сделал его мягким, сделав это милостью. На нем стоял Ибрагим, а Исмаил подавал ему камни». Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, почему же мусульмане не совершают молитв на месте Ибрагима. Этот вопрос явился причиной ниспослания следующего аята: «Сделайте же место Ибрагима местом моления» (совершения некоторых молитв, как 2 раката после тавафа) (2:125). Ат-Табари указывает, что «указано молиться, однако не указано дотрагиваться до него». Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, этот камень являлся частью Каабы, и был водружен на настоящее место халифом Умаром (да будет доволен им Аллах), чтобы освободить побольше пространства для паломников и облегчить им совершение тавафа. Все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были согласны с этим действием. Сегодня над Макам Ибрагима возведен хрустальный купол с решеткой и мраморным постаментом. Диаметр купола – 80см, высота – 1 м, высота макам вместе с постаментом – около 3 м. Совершающий таваф паломник может заглянуть внутрь и увидеть отпечаток стопы Ибрагима (мир ему).

Значение Каабы
Каабу высоко чтили многие народы. Хинду почитали ее, веруя, что дух Сивы, третьего лица в их Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный Камень.
Сабейцы Персии и Халедонии считали ее одним из семи святых мест: 1) Кааба; 2) Марс – вершина горы в Исфахане; 3) Мандусан в Индии; 4) Нау Бахар вБалхе; 5) Дом Гамдана в Сане; 6) Каусан в Фергане, Хорасан; 7) Дом вВерхнем Китае). Многие из них верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим на ту пору строением.
Персы также относились с уважением к Каабе, веруя, что там обитает дух Гормоз. Время от времени они совершали к ней паломничество.
Евреи чтили Каабу и поклонялись там Богу согласно религии Авраама. В Каабе находилось много рисунков и изображений, в том числе Ибрахима и Исмаила с пророческими стрелами в руках. В ней находились также образы Девы Марии и Христа, – это свидетельствует о том, что христиане также, подобно евреям, почитали Каабу.
Арабы всегдаотносились к Каабе с наивысшим уважением. С самых ранних времен они веровали, что Кааба – Дом Аллаха, и совершали паломничество к ней со всех уголков своих земель. Они верили, что Каабу построил Ибрахим, и что паломничество к ней является частью унаследованной ими от него религии.
Забота о Каабе была поручена Исмаилу; он передал это право своим потомкам. Со временем ставшие могущественными Джурхумиты захватили эту почетную привилегию. Они в свою очередь были побеждены родом Амалика, в прошлом принадлежавшим к племени Бану Каркар. Амалика проживали в нижней части Мекки, тогда как Джурхумиты селились в верхней ее части. У каждого из них был собственный король.
Позже Джурхумиты нанесли поражение Амалику и возвратили себе право попечительства над Каабой, сохранявшееся с тех пор за ними на протяжении трехсот лет. Они расширили ее территорию и увеличили ее высоту.
Со временем численность и мощь Исмаилитов значительно возросли. Земли, на которых они жили, оказались перенаселенными. В начавшейся войне с Джурхумитами они нанесли им поражение и изгнали из Мекки. Вождем Исмаилитов на то время был Амр Ибн Лахий, глава одного из родов Хузаа. Он стал владыкой Мекки и взял в свои руки попечительство над Каабой. Именно он установил идолов в Каабе и призвал людей поклоняться им. Первым идолом, который он поставил, был Хубал, принесенный им из Сирии, позже он окружил его другими. Постепенно в Каабе было собрано множество идолов, и среди арабов распространилось идолопоклонничество. Первоначальная религия Ибрахима была ими оставлена.
В своей оде Шахна ибн Халаф аль-Джурхуми говорит об этом, обращаясь к Амру Ибн Лахийе: «О Амр! Ты изобрел многочисленные божества. В Мекке – идолы по всему Дому. Домом Бога Единственного был он испокон веков; но ты превратил его в храм нескольких богов, которым ныне поклоняются люди. Воистину, знать надлежит тебе, что вскоре изберет Он для Дома Своего смотрителей иных».

Забота (попечительство) о Каабе
Попечительство над Каабой оставалось за родом Хузаа вплоть до времени Халиля Аль-Хузаи. Он назначил свою дочь (которая вышла замуж за Кусая ибн Килаба) своей преемницей и наделил правом открывать и закрывать двери человека из своего рода – Абу Габшана Аль-Хузаи. Абу Габшан продал свое право Кусаю Ибн Килабу за одного верблюда и полный мех вина. В поговорке «Утрата большая, нежели сделка Абу Габшана» отражено это событие.
Право заботы о Каабе впоследствии былопередано Курайшитам, отстроившим ее, как упоминалось выше. Положениедел сохранялось до тех пор, пока Пророк, мир ему и благословение, невступил в Мекку и, войдя в Каабу, не приказал выбросить все изображенияи разрушить все идолы.
Место Стояния Ибрахима – камень, на котором остались отпечатки его ног – был вначале опущен в месильное корыто близ Каабы, а затем укрыт в том месте, где находится и поныне. Над ним на четырех столбах был построен купол. В этом месте, после совершения обхода, люди часто выстаивают молитвы.
Существует много сведений и о других сторонах и аспектах Каабы и примыкающих к ней религиозных сооружений. Здесь же описаны лишь те, что необходимы для понимания аятов о Хадже и Каабе.
Одна из отличительных черт Дома благословенного и служащего руководством к истине – то, что ни одна немусульманская община никогда не оспаривала его значение, честь и славу.

Заповедная Мечеть (Масджид аль-Харам)
Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и праведных халифов, Заповедная Мечеть была маленькой, и стен, собственно, не было, – территория была отгорожена домами, между которыми были ворота, служившие входом. Первое расширение мечети сделал Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), который скупил все прилегающие дома, затем снес их, а всю территорию огородил небольшой стеной (17 г. Х). Количество мусульман продолжало увеличиваться, и Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), став халифом, вновь расширил мечеть точно таким же способом (26 г.Х).

В дальнейшем, Заповедную Мечеть продолжали расширять и перестраивать разные правители. Наиболее значительные перестройки совершили Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах), и правители династии Абасидов: Абу Джафар аль-Мансур (140 г.Х), аль-Махди бин Аби Джафар аль-Мансур (167 г.Х), и Муктадир Биллах, достроивший ворота Ибрагима (306 г.Х). В 802 г.Х. мечеть пострадала от пожара, в 984 г.Х. была сооружена крыша мечети.Что касается расширений и перестроек Заповедной Мечети ХХ века, то наиболее значительные были произведены в 1375г.Х /1956г, по указу короля Абдуль Азиза бин Абдуль Рахмана ас-Сауди, затем- в 1409/1988г, при короле Фахде Абдуль Азиза ас-Сауди, когда крыша была превращена в третий этаж мечети, что значительно увеличило вместимость, были построены эскалаторы, ведущие на 2 и 3 уровни.
Сегодня Заповедная Мечеть занимает площадь около 76 000 м кв., не считая двора с восточной стороны, а это еще 40 000 м кв. В мечеть ведет 4 главных входа и еще 54 дополнительных, не считая входов на 2 и нижний уровни. Внутри мечети прохладно даже в самую жару, там есть все необходимое для паломника – Кораны аккуратно расставлены на полках, вода замзам, чтобы утолить жажду, и, несмотря на большое количество птиц, летающих во дворе мечети, всегда удивительно чисто. Там царит особая атмосфера, это чувствует каждый верующий; наверное, это и есть «нихма»,- Милость Всевышнего. Раз побывавший там навсегда сохранит воспоминание в своем сердце.

«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения – место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах.» (Сура «Семейство Имрана», аяты 96-97)
Ответить

Вернуться в «Исламская история»