Как окончил свои дни аль-Халлядж

Перевод книги Хани аль-Хаджа «100 историй о кончине несправедливых»
Ответить
Inci
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 сен 2014 21:47

Как окончил свои дни аль-Халлядж

Сообщение Inci »

Его звали Хусейн ибн Мансур аль-Халлядж Абу Мугис. Он был предводителем многобожников и распространителем их идей. Суфьян ас-Саури сказал следующее: «Наш учёный, который испортился, стал подобен иудеям. Простой мусульманин, который испортился, стал подобен христианам». Достоверно известно о том, что в начале своего пути Халлядж совершил поездку в Индию с целью постижения тайны колдовства. Предлогом послужило то, что якобы с помощью этого колдовства он будет призывать людей к Аллаху. Индийцы прозвали его аль-Мугис (‘спаситель’), жители Саркаса напрозвали его аль-Мукыт (‘ненавидящий’), жители Хорасана называли его аль-Мумайиз (‘отличительный’), персы дали ему прозвище «аскет Абу ‘Абдаллах», жители Хорасана дали ему прозвище Халлядж-аль-асрар (‘раскрывающий тайны’), и многие другие люди давали ему различные имена.‘Амр ибн ‘Усман аль-Макки сказал следующее: «Однажды мы шли с Халляджем по переулкам Мекки, и я читал Коран. Когда Халлядж услышал это, то заявил, что он в силах написать что-то подобное, и я больше никогда не ходил с ним после этих слов».Шейх аль-Кушейри в своих посланиях сказал следующее: «Однажды в Мекке ‘Амр ибн ‘Усман вошёл к Халляджу и спросил его о том, что он пишет. Халлядж ответил: он пишет то, что будет использовать как довод против Корана». ‘Амр ибн ‘Усман сразу же написал множество писем в разные города, предупреждая мусульман о Халлядже и проклиная его. Но тот уже начал распространять смуту среди мусульман, заявляя, что он лишь призывает людей к Аллаху и использует для этого чудеса. Он продолжал сбивать людей до тех пор, пока Аллах не обрушил на него Своё наказание, которое не проходит мимо преступников. Какое же наказание могло ждать его, если он своим неверием нарушил святость и неприкосновенность города Аллаха (Мекки), того города, куда спускался Джибриль и про который Аллах сказал: Воистину, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания. Сура 22 «Паломничество», аят 25
Халляджа не миновал меч Аллаха, который падает на каждого вероотступника, поскольку этот ничтожный человек выступил против Аллаха, как когда-то выступали язычники: Когда им читают Наши аяты,они говорят: «Мы уже слышали это. Если мы захотим, то сочиним нечто подобное. Ведь это — всего лишь сказки древних народов». Сура 8 «Трофеи», аят 31
Имам аз-Захаби сказал про Халляджа следующее: «Ибн Ата,Мухаммад ибн Хафиф и Ибрахим Абу аль-Касим воспринимали его как праведного мусульманина, но все остальные суфии отреклись от Халляджа. От него отреклись все учёные вследствие его вероотступничества и нечестивой жизни. Среди них были те, кто отнёс Халляджа к вероотступникам, и те, кто записал его в многобожники. Но сокрыли его неверие и преподнесли людям его идеи только заблудшие сектанты из числа еретиков». Сам Джунейд (считается, что он относился к предводителям суфиев в те времена) сказал Халляджу: «Какое же из деревьев ты испоганишь?» — имея в виду деревянный столб для распятия. Ибрахим ибн Шейбан сказал следующее: «Тот, кто хочет посмотреть на нечестивый призыв и на то, к чему он приводит, пусть посмотрит на Халляджа». Также он сказал:«Человечество не имеет с ним никакой связи».Однажды с Халляджем встретился визирь ‘Али ибн Иса, но,увидев, что тот вообще не разбирается ни в Коране, ни в фикхе (законах), ни в хадисах, он сказал Халляджу: «Если бы ты изучил первостепенные обязанности мусульманина или правила омовения, это было бы для тебя лучше, чем твоя писанина, в которой ты сам не знаешь, что говоришь! Сколько же ты написал! Горе тебе от людей за то, что ты говоришь! Кто ещё нуждается в воспитании так, как ты!" Затем он приказал распять Халляджа, и после его смерти в написанных им книгах среди прочего неверия обнаружили и такие строки: «Это я утопил народ Нуха и погубил племена ‘ад и самуд». Он называл своих сподвижников пророками, говоря: «Ты— Нух, ты — Иса, а ты — Мухаммад». Ибн Акыль сказал про Халляджа: «Он был убит по единогласному решению учёных того времени, и они были правы в этом, а он заблуждался». Но как же был убит этот нечестивец? Хатыб аль-Багдади сказал следующее: «Во время своего последнего визита в Багдад Халлядж вступил в ряды суфиев и стал считать себя одним из них. В то время визирем был Хамид ибн аль-’Аббас. До него стали доходить слухи о том, что Халлядж сбивает людей с истинного пути, и среди последователей этого заблудшего есть люди из его окружения и даже помощник визиря Наср аль-Кушури. Халлядж заявил о том, что может воскрешать мёртвых и что джинны служат ему, принося всё, что он пожелает. Также говорили о том, что он оживил нескольких мёртвых птиц. Когда Хамид ибн аль-’Аббас услышал всё это, он приказал бросить Халляджа в темницу, заковав ему ноги в кандалы. Затем визирь собрал совет учёных, которые вынесли единогласное решение о том, что Халлядж — колдун и вероотступник. Когда заседание подошло к концу, Хамид аль-’Аббас ввёл судью, Абу ‘Умара Мухаммада ибн Юсуфа, и Халляджа, после чего принесли книги, записанные учениками Халляджа с его слов. Среди прочего в них было сказано следующее: «Тот, кто хочет совершить хадж, но не имеет для этого возможностей, пусть отведёт для себя специальное место в доме, свободное от нечистот, в которое никто не будет входить. Когда же настанет время хаджа, пусть сделает таваф (‘обход’) вокруг этого места,как делают таваф вокруг Каабы, и держит пост перед этим в течение трёх дней. После этого пусть делает всё, что делают паломники в Мекке, а когда время хаджа закончится, пусть соберёт у себя в доме тридцать сирот и накормит их той едой,которую ест сам, и обслуживает их за столом. Затем пусть даст каждому по одежде и по семь дирхамов. И если он выполнит всё это, то ему зачтётся хадж». Также там были записи о том, что если человек продержит пост в течение трёх дней и сделает разговение только на четвёртый день, то это зачтётся ему как пост в месяце рамадан. Были и такие строки: «Тот, кто в начале ночи совершит молитву в два ракяата от начала до конца, с того снимается обязанность оставшихся молитв». Но одним из его самых пагубных заблуждений было следующее: «Тот, кто проведёт десять дней возле могил шахидов и курейшитов, будет взывать к Аллаху,совершать молитву и держать пост, разговляясь только солодовым хлебом и солью грубого помола, после этого всю жизнь может не поклоняться Аллаху». Судья Абу ‘Умар спросил: «Откуда ты взял это?» И Халлядж ответил: «Из книги Хасана аль-Басри “Аль-Ихляс”». Абу ‘Умар воскликнул: «Ты лжёшь, о тот, чья кровь дозволена по Шариату! Я читал книгу Хасана аль-Басри “Аль-Ихляс” ещё в Мекке, и в ней не было ничего подобного!» Визирь Хамид подскочил к Абу‘Умару со словами: «Ты сказал “тот, чья кровь дозволена” (Имеется в виду, что его казнь разрешена Шариатом), так подпиши это на бумаге». Он продолжал настаивать на этом до тех пор, пока не убедил Абу ‘Умара поставить свою подпись под этим, и вслед за ним подписались все присутствовавшие учёные. Визирь тут же отправил этот документ халифу Муктадиру. Спустя какое-то время пришёл ответ с приказом отдать Халляджа Мухаммаду ибн ‘Абд-ас-Самаду, начальнику милиции,чтобы тот дал ему тысячу ударов плетью, и, если он останется жив после этого, отрубить ему голову. Его арестовали в тот момент, когда он ехал на муле в окружении ряда политиков, и ту ночь он провёл в камере милицейского отделения. Те, кто присутствовал при этом, рассказывали о том, что в ту ночь он совершал молитвы и взывал к Аллаху. Наутро Халляджа повели на казнь. Он шёл горделиво, демонстрируя своё высокомерие, несмотря на то, что на его ногах красовалось тринадцать цепей. Он распевал стихи вплоть до прибытия на место казни. Палач дал ему тысячу ударов плетью, после чего ему отрубили руки и ноги, и за всё это время он не издал ни звука и даже не побледнел. Хатыб аль-Багдади сказал: «Абу ‘Умар ибн Хаявия поведал о том, что в день казни Халяджа он пробивался сквозь толпу до тех пор, пока не увидел самого Халляджа. Абу ‘Умар сказал следующее: “Я услышал, как Халлядж сказал своим последователям: ‹Не печальтесь за меня: через тридцать дней я вновь вернусь к вам›, но он так и не вернулся”». Имам аз-Захаби сказал: «Это история доказывает нам, что Халлядж так и остался лжецом вплоть до своей смерти. Его казнили, отрубив руки и ноги, а после — и голову. Его труп был сожжён, а пепел высыпан в воду Диджли. Голову установили на мосту в Багдаде, где она пробыла два дня, а потом её отправили в Хорасан и провезли по всем соседним районам». Имам аз-Захаби привёл слова шейха Ибн Айюба, который сказал: «Нет никакого сомнения в том, что Хаджадж ибн Юсуф убил огромное количество учёных, число которых сложно даже подсчитать. Он разрушил их единство и истребил многих, в том числе Саида ибн Джубейра — того, в чьём знании нуждались все люди на земле. Учёные выступили против Хаджаджа и сражались с ним. Но,несмотря на всё это, никто из них не заявил о том, что Хаджадж— неверующий или вероотступник. Они сказали, что он —грешный мусульманин, который не имеет права занимать эту должность. Халлядж же не причинил вреда никому из учёных в мирской жизни, но все согласились с тем, что он —вероотступник, который должен быть казнён. Если бы наши учёные говорили то, что им по душе и делали то, к чему их влечёт страсть, то они поменяли бы местами Хаджаджа и Халляджа, но нет сомнения в том, что наши учёные говорят не по своей прихоти». Заблуждений в убеждениях Халляджа было слишком много. Был случай, когда нашли письмо Халляджа к одному из своих последователей, в котором было следующее: «От милостивого, милосердного к такому-то человеку». Это письмо отправили в Багдад, где Халляджа вызвали на допрос и показали ему письмо. Он признал, что это — его почерк и его письмо, и судьи воскликнули: «Если раньше ты считал себя пророком, то теперь решил стать богом?!» Халлядж ответил:«Нет, но это так и есть. Разве это мог написать кто-то, кроме Аллаха и меня? Ведь моя рука — лишь инструмент Аллаха». Также Халлядж сказал следующее: «Вера и неверие отличаются только названиями, что же касается смысла, то они —синонимы». Несчастный лжец не смог отвратить от себя кару Аллаха или воскреснуть, и пусть Ад будет его обителью.
Ответить

Вернуться в «100 историй о кончине несправедливых»