Кончина Абу аль-А‘аля аль-Ма‘ари

Перевод книги Хани аль-Хаджа «100 историй о кончине несправедливых»
Ответить
Inci
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 сен 2014 21:47

Кончина Абу аль-А‘аля аль-Ма‘ари

Сообщение Inci »

Его звали Ахмад ибн ‘Абдаллах ибн Сулейман, и о нём Ибн аль-Джаузи сказал следующее: «Что касается Абу аль-А‘аля аль-Ма‘ари, то его стихи переполнены атеизмом, он ненавидел пророков и всегда — вплоть до своей смерти в ущербе —находился в страхе от мысли, что его могут поймать и казнить». Ибн Касир сказал о нём: «Абу аль-А‘аля ат-Танухи — поэт, прославившийся вероотступничеством. Он прибыл в Багдад в 399 году хиджры и пробыл там год и семь месяцев, после чего ушёл, будучи прогнанным за свой стихотворный вопрос:
Почему мы должны о противоречиях молчать
И к Господу от мучений Ада прибегать?
Рука, которая пятью пальцами обладала,
Упала отрубленной лишь за четверть динара».
После этих и подобных им строк учёные решили задержать Абуаль-А‘аля, но он, поняв их намерения, скрылся из Багдада, вернувшись на родину, и старался не выходить из своего дома. Он был умным человеком, но нечистым в своих помыслах. Некоторые его стихи указывали на вероотступничество, но кто-то из людей всё равно старался оправдать его, утверждая, что он сочинял их, не будучи убеждённым в этом, и, напротив, в душе он был мусульманином. Когда подобные слова о нём дошли до Ибн Укайла, он сказал: «Но что же заставило его произносить на земле ислама слова неверия, из-за которых люди будут считать его неверующим? Лицемеры, несмотря на свою ущербность в разуме и познаниях, ведут себя лучше него, ибо они скрывают свои мерзости в этой земной жизни. Но этот человек показал неверие, из-за которого люди набросились на него и признали его заблудшим вероотступником. И только Аллах знает о том, что его поступки исходят из внутренней убеждённости».Имам Ибн Джаузи сказал: «У Абу аль-А‘аля была книга “Разделы и цели в противоречии сурам и аятам”, и я видел её. Хвала Тому, Кто ослепил его зрение и разум». Затем Ибн Джаузи привёл несколько стихов Абу аль-А‘аля, которые прямо указывали на его неверие:
Ты обделяешь пропитанием мудрого,
Но кормишь и сумасшедшего, и глупого!
Так нет греха, Господь небес, на человеке этом,
Что от религии Твоей ушёл, увидев это.
Стихи этого глупца широко известны как стихи бунтаря,восставшего против религии и восхваляющего атеизм. Ибн Джаузи привёл многие из них, и каждая строчка его произведений указывает на то, что человек, написавший подобное, не мог быть мусульманином. Рассказывают также, что этот несчастный хотел, чтобы на его могиле написали: Это было преступлением отца моего, Но я же ни разу не совершил его. В этих строках Абу аль-А‘аля имел в виду то обстоятельство, что отец был виновником его появления на свет, а он не совершил ничего подобного и никого не породил. Всё это — полное неверие и отрицание религии Аллаха. Среди людей были и такие, которые считали, что Абу аль-А‘аля перед смертью покаялся и больше не писал атеистических стихов. В качестве доказательства они приводят отрывок из его последних произведений:
О Тот, Кто видит взмах крыла комара в ночи,
Движение крови в артерии горла и костный мозг пчелы!
Прошу Тебя лишь об одном: даруй мне то прощение,
Которым я бы стёр грехи свои и прошлое неверие.
Но после его смерти на могиле собралось восемьдесят поэтов, которые читали оды по случаю его смерти. Ибн аль-Джаузи сказал следующее: «Те, кто поверил ему и пришёл на его могилу декламировать свои оды на его смерть,были либо теми, кто не знал о нём ничего, либо его заблудшими последователями». Абу Талиб ибн Набхаи, один из праведников, вошедший в книгу аз-Захаби «Сируль-а‘алямин-нубаля», сказал, что после смерти Абу аль-А‘аля некоторые видели его во сне. Они рассказали, что у него на плечах лежали две змеи, вышедшие из его груди, которые поднимали к нему головы, а он просил о помощи. После чего раздался глас с небес: «Это — Абу аль-А‘аля,ущербный атеист»
Ибн Халликан сказал: «Строки, которые он попросил написать на его могиле, — это учение, согласно которому отец, зачиная ребёнка, совершает по отношению к нему преступление, ибо бросает его в мир, полный бед и страданий. Данное обстоятельство явно указывает на то, что он не изменил своим убеждениям при смерти, как утверждают некоторые люди. А Аллах лучше знает тайное и явное». Имам ас-Саляфи сказал о нём: «Если он был убеждён в том,что говорил, то Огонь Ада пусть будет ему пристанищем». Таха Хусейн сказал: «Абу аль-А‘аля отрицал пророческую миссию, и это видно из ряда его стихотворений. Он вверг себя в смуту, в результате которой стал отрицать все религии». Сам Абу аль-А‘аля не отрицал авторства стихов, в которых он пытался написать нечто подобное Корану. В этих сборниках он отрицал саму пророческую миссию и издевался над религией, отрицал ангелов и джиннов и считал человека причиной всего существующего на земле и первоисточником нечестия. Наказание Аллаха для него началось ещё в этой мирской жизни. Перед смертью он написал строки, в которых сообщил, что в этой жизни побывал в трёх тюрьмах: первая была его домом, откуда он боялся выходить, второй стало для него потерей зрения, третьей тюрьмой стало его тело, которое держало его душу во время болезни, не давая ему покинуть этот мир. Что же касается его Вечной жизни, то количество её тюрем знает только Аллах, но сейчас Абу аль-А‘аля занял своё место в тюрьме могилы, если не покаялся перед смертью…
Ответить

Вернуться в «100 историй о кончине несправедливых»