Сколько случаев происходило с нами в нашем детстве, которые по сей день остаются запечатленными в наших умах… будь эти случаи радостными или грустными…
Вернись в своей памяти назад, в дни твоего детства. Ты обязательно вспомнишь приз, который тебе выдали в школе, или как тебя похвалили перед всеми на общем собрании… Это те ситуации, которые остаются в памяти… Ты практически не можешь их забыть…
С другой стороны, ты не перестаешь помнить печальные события, которые произошли с нами в детстве. Учитель, который нас побил…
Или ссора с учениками в школе…
Или ситуации, когда в семье мы подверглись унижению…
Или с одним из нас произошла неприятная ситуация из-за одной из жен его отца… И тому подобное.
И как же милость по отношению к детям становится путем не только к тому, чтобы произвести впечатление на этих детей… Это также путь к влиянию на их родителей и семью и способ завоевать любовь их всех.
С учителем начальной школы часто бывает так, что один из родителей маленького ученика звонит ему, рассыпается в благодарности и говорит, что он полюбил его из-за того, что его сын его любит и постоянно рассказывает о нем только хорошее.
Родители также могут выразить свои чувства при случайной встрече, отправить учителю подарок или благодарственное письмо.
Так что не относись пренебрежительно к тому, чтобы улыбнуться ребенку, завоевать его сердце и практиковать на нем умения прекрасного обхождения.
В один из дней я давал лекцию о намазе ученикам младшей школы.
Я спросил их о хадисе, в котором говорится о важности намаза. Один из учеников ответил: «Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
بين الرجل وبين الكفر أو الشرك ترك الصلاة
«Между человеком и куфром (неверием) или ширком (многобожием) – оставление намаза».
Мне понравился его ответ. В порыве воодушевления я снял свои наручные часы и подарил их ему. В целом, это были обычные часы, какие носит рабочий класс.
Тот случай вдохновил мальчика. Он сильнее полюбил знания. Он направился к заучиванию наизусть Корана, прочувствовал его ценность…
Прошли дни… даже годы. Затем, в одной из мечетей, я удивился тому, что имамом был тот самый мальчик. Он уже стал юношей, выпускником шариатского факультета, работал в судебном ведомстве в одном суде. Я не вспомнил его – это он меня вспомнил.
Посмотри, как в его памяти осталась любовь и уважение к случаю, произошедшему с ним много лет назад.
Помню, как однажды меня позвали на вал̀иму[1].
И вдруг юноша с сияющим лицом горячо приветствует меня и напоминает мне о знаменательном случае, который произошел между ним и мной во время лекции, которую я давал в его школе, когда он был маленьким мальчиком…
А скольких ты видишь людей из числа тех, кто выходит из мечети, которые хорошо обращаются с детьми?
Ты видишь отца, чей маленький сын тянет его за руку, чтобы тот подошел к какому-нибудь шейху, и отец приветствует его и сообщает о том, как сильно его сын любит его.
Подобное происходит и на больших валимах или свадьбах. Там бывает много приглашенных. Я не скрываю, что я слишком сильно проявляю радушие и приветливость к детям, слушаю их невинные разговоры, даже если в большинстве случаев они не важны, и иногда увеличиваю радушие к ним из вежливости к его отцу или для того, чтобы завоевать его любовь.
Одного из моих друзей я временами встречал вместе с его маленьким сыном. Я был внимательным к ребенку и ласково обходился с ним.
Однажды этот друг встретил меня на большом собрании. Он подошел ко мне со своим сыном, поприветствовал меня, а затем сказал: «Что ты сделал с моим сыном? Несколько дней назад их учитель спросил их об их мечтах на будущее… Один сказал: «Я буду врачом», другой: «Я буду инженером». А мой сын сказал: «Я хочу быть Мухаммадом аль-Арифи!»
Ты можешь заметить, как по-разному люди обращаются с детьми. Вот человек входит на общее собрание, обходит присутствующих, пожимая им руки… а его сын – сзади него, делает так же, как его отец…
Некоторые люди стараются не замечать ребенка. Другие пожимают ему руки кончиками пальцев… А есть те, кто трясёт рукой, улыбаясь и повторяя: «Добро пожаловать, герой, как дела, молодец?»
Именно к ним в сердце ребенка, а также у его отца и матери, возникнет симпатия.
Первый учитель صلى الله عليه وسلم обращался с детьми наилучшим образом.
У Анаса бин Малика был маленький брат. Пророк صلى الله عليه وسلم шутил с ним и дал ему кунью Абу Умейр. У ребенка была маленькая птица, с которой он играл. Потом эта птица умерла.
Пророк صلى الله عليه وسلم шутил с ним, когда встречал его, и говорил:
يا أبا عمير.. ما فعل النغير؟
«О Абу Умейр, что сделал ан-Нугейр?» - т.е. та маленькая птица.
Он сочувствовал детям, играл и шутил с ними.
Он играл с З̀ейнаб бинт Аби С̀алямой, говоря:
يا زوينب.. يا زوينب
«О Зув̀ейниб, о Зув̀ейниб[2]».
Когда он проходил мимо играющих детей, то говорил им «ассалам алейкум».
Он ходил в гости к ансарам, приветствовал их детей и гладил их по голове.
Когда пророк صلى الله عليه وسلم возвращался с битвы, его встречали дети, и он сажал их вместе с собой.
Мусульмане возвращались со сражения Муъта, и армия подошла к Медине. Их встретил пророк صلى الله عليه وسلم и мусульмане… К ним также подошли дети.
Когда пророк صلى الله عليه وسلم увидел детей, то сказал:
خذوا الصبيان فاحملوهم.. وأعطوني ابن جعفر
«Возьмите детей и посадите их на верховых животных. И дайте мне сына Джаъфара».
К нему подвели Абдуллу бин Джаъфара, и пророк посадил его перед собой.
Однажды пророк صلى الله عليه وسلم совершал вуду (малое омовение) водой. К нему подошел Махмуд бин ар-Рабиъ, ребенок пяти лет от роду. Пророк صلى الله عليه وسلم брызнул ему в лицо водой, набрав ее ртом, шутя с ним[3]».
В целом… пророк صلى الله عليه وسلم был веселым с людьми. Он привносил радость в их сердца, был радушным, жизнерадостным и приятным в общении. Ни одному не было скучно сидеть вместе с ним.
Однажды к нему пришел человек с просьбой дать ему верблюда, чтобы он поехал на нем куда-то или же отправился на нем сражаться.
Пророк صلى الله عليه وسلم сказал ему, шутя:
إنني حاملك على ولد ناقة
«Я посажу тебя на сына верблюдицы (верблюжонка)».
Человек удивился… Как это он сядет на маленького верблюжонка… он же не вынесет его вес.
Он сказал: «О посланник Аллаха, что мне делать с сыном верблюдицы?»
Пророк صلى الله عليه وسلم ответил:
وهل تلد الإبل إلا النوق
«А разве верблюдов рожает кто-то, кроме верблюдиц?» — т.е. он говорил ему: «Я дам тебе большого верблюда. Но, безусловно, он относится к тем верблюжатам, которых родили верблюдицы».
Однажды пророк صلى الله عليه وسلم шутя сказал Анасу:
يا ذا الأذنين
«О двуухий».
Однажды к нему пришла женщина, жалуясь на своего мужа. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал ей:
زوجك الذي في عينه بياض؟
«Твой муж – тот, у кого белизна на глазу?»
Женщина испугалась и подумала, что ее муж ослеп.
Как Аллах сказал о Якубе عليه السلام:
وَابْيَضَّتْ عَيْنَاهُ مِنَ الْحُزْنِ
«И его глаза покрылись бельмами от печали» — т.е. он ослеп.
В испуге она вернулась к своему мужу и стала внимательно смотреть ему в глаза … Он спросил, в чем дело.
Она сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал, что в твоих глазах есть белизна».
Он сказал ей: «Женщина! Он сообщил тебе, что белая часть глаза больше черной», т.е. у каждого в глазах есть белое (белок) и черное (зрачок).
Когда пророк صلى الله عليه وسلم шутил с кем-то, он сопереживал с ним эмоции – смеялся и улыбался.
Однажды, когда пророк صلى الله عليه وسلم гневался на своих жен из-за того, что они стали требовать слишком много денег на содержание, к нему вошел Умар.
Умар сказал: «О посланник Аллаха! Видел бы ты нас, когда мы жили с курейшитами… Мы были главными над женщинами. Если бы у одного из нас жена попросила денег, он бы встал и ударил ее по шее.
Когда же мы пришли в Медину, то увидели народ, над которыми главенствуют жены. И наши жены начали учиться у их женщин, и осмелели с нами».
Пророк صلى الله عليه وسلم улыбнулся. Умар продолжил говорить, и пророк صلى الله عليه وسلم улыбался все сильнее и сильнее, показывая вежливость перед Умаром رضي الله عنه.
Ты можешь прочесть в хадисах, что он иногда улыбался даже так, что были видны его коренные зубы. Он был любезным, приветливым и приятным собеседником.
Если бы мы приучили себя к подобному обращению с людьми… то мы бы на самом деле прочувствовали вкус жизни.
Мысль: ребенок – это мягкая глина, которую мы формируем в зависимости от того, как с ним обращаемся.
Перевод осуществлен сайтом http://www.al-iman.ru
[1] Ар. «свадебное угощение» – прим. пер.
[2] Зувейниб – уменьшительная форма от «Зейнаб» (прим.пер.).
[3] Хадис привел аль-Бухари.
Дети
Вернуться в «Наслаждайся своей жизнью»
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения