1.Определение
Наука «усуль аль-фикх» представляет собой совокупность общих правил извлечения правовых шариатских норм из частных шариатских доказательств.
Простейший пример использования правила. Всевышний Аллах говорит: «Совершайте намаз» (сура «Корова», аят 43). Данный аят Корана является частным шариатским доказательством. Он содержит прямое повеление в простейшей форме. Одно из правил «усуль аль-фикх» гласит: повеление предусматривает обязательность. То есть если Коран или Сунна повелевают совершение какого-либо действия, и при этом в текстах шариата нет дополнительных указаний на его необязательность, то совершение данного действия является обязательным для мукалляфа (дееспособного мусульманина). Применяя это правило к упомянутому аяту, можно вывести следующую правовую шариатскую норму: совершение молитвы является обязательным.
2. Разница между науками «фикх» и «усуль аль-фикх»
Наука «фикх» представляет собой совокупность правовых шариатских норм, связанных с действиями мукалляфов. «Фикх» изучает правовые нормы (обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное), которые оценивают действия человека во всех сферах жизни.
Фикх делится на два основных раздела: 1) ибадат: намаз, закят, пост, хадж; 2) муамалят: семейное право, торговые отношения, уголовное право, государственное право, международные отношения… К фикху относятся, например, следующие положения: заключение брака недействительно без опекуна невесты; соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным для каждого мусульманина; омовение является условием действительности молитвы; договор купли-продажи, после заключения которого у покупателя остаётся право выбора цены товара из нескольких предложенных вариантов в зависимости от срока уплаты, является недействительным.
Наука «усуль аль-фикх» изучает природу источников шариата, общих правовых норм (обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное); правила их извлечения из источников; требования к учёным, извлекающим нормы из Корана и Сунны; а также правила следования им простых мусульман.
3. Правила «усуль аль-фикх» обязательно должны основываться на доказательствах
Если каждая правовая шариатская норма непременно должна основываться на достоверных доказательствах, то это тем более касается общих правил «усуль аль-фикх», на которых строятся шариатские правовые нормы.
Примеры доказательств правил. Правило «усуль аль-фикх»: шариат не предписывает человеку того, что ему не под силу – основано на аяте Корана: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). Упомянутое выше правило: повеление предусматривает обязательность – основывается на словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы я не боялся трудностей для моей общины, то велел бы им использовать сивак при каждом намазе» (Аль-Бухари, Муслим).
4. Разделы науки «усуль аль-фикх»
Исходя из определения, данного науке «усуль аль-фикх» выше, её можно условно разделить на четыре основных раздела:
1) Правовые шариатские нормы. В данном разделе разъясняется, Кто устанавливает правовые нормы; природа правовых норм, их виды и особенности; на кого распространяются правовые нормы, условия дееспособности; что является предметом правовых норм (действия человека).
2) Источники правовых шариатских норм. В данном разделе рассматриваются источники исламского права и общие механизмы, установленные шариатом для извлечения правовых шариатских норм. Сюда относятся Коран, Сунна (слова, действия и одобрения пророка (мир ему и благословение Аллаха), иджма’ (единогласное мнение учёных), кияс (суждение по аналогии), истихсан (правовое исключение), истисхаб (правовая презумпция), масляха мурсаля (общая польза), ‘урф (учёт обычая), садду зараи’ (предотвращение вреда) и др.
3) Правила извлечения норм из их источников. В данном разделе разъясняется, как из источников шариата извлекаются правовые нормы, как на практике работают исламские правовые механизмы, как шариатские тексты указывают на правовые нормы, как тексты Корана и Сунны указывают на контекст друг друга и т.д.
4) Условия иджтихада и таклида. В данном разделе разъясняется, кто имеет право на извлечение правовых норм из их источников, каким условиям и требованиям он должен соответствовать; а также правила следования за учёными простых мусульман.
5. Использовали ли сподвижники науку «усуль аль-фикх»?
Ни «фикх», ни «усуль аль-фикх» как систематизированные науки не были известны сподвижникам пророка (мир ему и благословение Аллаха). Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение) в шариатских дисциплинах не было необходимости. Ответы на возникавшие у мусульман вопросы они находили в продолжавшихся ниспосылаться аятах Книги Аллаха и на устах Его посланника.
Со смертью пророка (мир ему и благословение Аллаха) прекратилось и ниспослание Корана. Священного текста, которым, с научной точки зрения, ограничивается религия Аллаха, осталось строго ограниченное количество. Вместе с этим расширение границ исламского государства, формирование и развитие новых принципов социальной и экономической жизни, принятие ислама миллионами самых разных людей и другие подобные факторы наваливали на мусульман горы новых вопросов, требовавших незамедлительных ответов. Появилась острая необходимость в систематизации и классификации правовых норм на основе двух важнейших источников исламского права: Корана и Сунны, в разработке общей методологии выведения правовых норм из источников шариата.
Несмотря на то, что при сподвижниках наука «усуль аль-фикх» не была строго регламентирована на бумаге, их понимание и мышление в полной мере вбирали в себя её положения. А иной раз сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорили об этих положениях прямым текстом. Как, например, о киясе.
Первым же, кто составил научный труд, посвящённый непосредственно положениям «усуль аль-фикх» был имам Аш-Шафии («Ар-Рисаля»).
Использованный источник: «Аль-вадых фи усули ль-фикх», Мухаммад Сулейман аль-Ашкар
AbdulMu’min [islamcivil.ru]
Усуль аль-фикх. Общие сведения
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения