Истисхаб (правовая презумпция)

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Истисхаб (правовая презумпция)

Сообщение admin »

Определение

Истисхаб – это продолжение отсутствия шариатской нормы до наличия доказательства, устанавливающего ее и продолжение существования шариатской нормы, пока не придет доказательство, отменяющее ее.

Это один из дополнительных шариатских рационалистических источников, который не устанавливает какую-либо новую правовую норму, однако является доводом в пользу отсутствия изменения или неизменности определенной нормы до прихода довода.



Пример истисхаба

Для того чтобы более легче объяснить функцию истисхаба приведем некоторые примеры. Молитва, которую мы совершаем пять раз в день, не была обязательной для нас до повеления Всевышнего Аллаха. Только после того, был установлен шариатский довод, указывающий на обязательность этого действия, молитва стала обязательной. Истисхаб в данном случае будет указывать на отсутствие предписанности шестой молитвы. Шестая молитва не была установлена до прихода шариатских текстов об обязательных молитвах, и также осталось не предписанной, потому что Аллах не обязал нас этому.



Виды истисхаба

Истисхаб делится на несколько видов. Перечислим основные виды:



¤ Презумпция изначального отсутствия. Это отсутствие возложения любых шариатских норм на совершеннолетнего человека, до их установления законным доводом. Примером может служить отсутствие обязательности шестой молитвы для мусульманина, как приводилось выше. К этому виду также относится непричастность человека, к каким-либо долгам, о которых заявляет вторая сторона, до установления ясного доказательства. А также презумпция невиновности человека в преступлении, до установления доказательств.

Исламские ученые единогласны относительно законности данного вида истисхаба.



¤ Основа в быту – дозволенность. Подавляющее большинство ученых науки усуль аль-фикх считает, что основа в полезных бытовых вещах – дозволенность, также как основа во вредных вещах – запретность. То есть, например, определенный вид еды будет дозволенным, пока не будет установлен довод, доказывающий его запретность.



¤ Презумпция существования до наличия доказательства обратного. Если относительно какой-либо нормы существует шариатские тексты, подкрепляемые истисхабом, то заявления об отмене данной нормы будут неприняты, пока они не будут подкреплены доказательствами.

Примером может служить продолжение принадлежности собственности человеку. Заявления о прекращении собственности не будут приниматься, пока не будут представлены доказательства, подкрепляющие эти заявления.

К этому виду также можно отнести хукм омовения человека. Омовение будет считаться действительным, не смотря на сомнения, пока не будет точно известно о его нарушении. То есть омовение человека не будет нарушено, если он точно знает, что он сделал омовение, но сомневается в том, нарушилось оно или нет. Если же он точно знает, что омовения у него не было и сомневается в том, сделал он его или нет, то омовения у него не будет, потому что однозначное не отменяется сомнительным. В данном случае вновь в дело вступает истисхаб, так как основа будет продолжаться, пока не будет доказано обратное.

Истисхаб стал основой для многих правовых правил, таких как презумпция невиновности, «основа в быту – дозволенность», «однозначное не отменяется сомнительным» и др.



При написании работы были использованы следующие источники:

1. «Аль-Ваджиз фи усуль аль-фикх», Вахба Аз-Зухайли;
2. “Аль-Вадых фи усуль аль-фикх”, Мухаммад Сулейман аль-Ашкар

Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Ответить

Вернуться в «Усуль аль-фикх»