Определение
Истисхаб – это продолжение отсутствия шариатской нормы до наличия доказательства, устанавливающего ее и продолжение существования шариатской нормы, пока не придет доказательство, отменяющее ее.
Это один из дополнительных шариатских рационалистических источников, который не устанавливает какую-либо новую правовую норму, однако является доводом в пользу отсутствия изменения или неизменности определенной нормы до прихода довода.
Пример истисхаба
Для того чтобы более легче объяснить функцию истисхаба приведем некоторые примеры. Молитва, которую мы совершаем пять раз в день, не была обязательной для нас до повеления Всевышнего Аллаха. Только после того, был установлен шариатский довод, указывающий на обязательность этого действия, молитва стала обязательной. Истисхаб в данном случае будет указывать на отсутствие предписанности шестой молитвы. Шестая молитва не была установлена до прихода шариатских текстов об обязательных молитвах, и также осталось не предписанной, потому что Аллах не обязал нас этому.
Виды истисхаба
Истисхаб делится на несколько видов. Перечислим основные виды:
¤ Презумпция изначального отсутствия. Это отсутствие возложения любых шариатских норм на совершеннолетнего человека, до их установления законным доводом. Примером может служить отсутствие обязательности шестой молитвы для мусульманина, как приводилось выше. К этому виду также относится непричастность человека, к каким-либо долгам, о которых заявляет вторая сторона, до установления ясного доказательства. А также презумпция невиновности человека в преступлении, до установления доказательств.
Исламские ученые единогласны относительно законности данного вида истисхаба.
¤ Основа в быту – дозволенность. Подавляющее большинство ученых науки усуль аль-фикх считает, что основа в полезных бытовых вещах – дозволенность, также как основа во вредных вещах – запретность. То есть, например, определенный вид еды будет дозволенным, пока не будет установлен довод, доказывающий его запретность.
¤ Презумпция существования до наличия доказательства обратного. Если относительно какой-либо нормы существует шариатские тексты, подкрепляемые истисхабом, то заявления об отмене данной нормы будут неприняты, пока они не будут подкреплены доказательствами.
Примером может служить продолжение принадлежности собственности человеку. Заявления о прекращении собственности не будут приниматься, пока не будут представлены доказательства, подкрепляющие эти заявления.
К этому виду также можно отнести хукм омовения человека. Омовение будет считаться действительным, не смотря на сомнения, пока не будет точно известно о его нарушении. То есть омовение человека не будет нарушено, если он точно знает, что он сделал омовение, но сомневается в том, нарушилось оно или нет. Если же он точно знает, что омовения у него не было и сомневается в том, сделал он его или нет, то омовения у него не будет, потому что однозначное не отменяется сомнительным. В данном случае вновь в дело вступает истисхаб, так как основа будет продолжаться, пока не будет доказано обратное.
Истисхаб стал основой для многих правовых правил, таких как презумпция невиновности, «основа в быту – дозволенность», «однозначное не отменяется сомнительным» и др.
При написании работы были использованы следующие источники:
1. «Аль-Ваджиз фи усуль аль-фикх», Вахба Аз-Зухайли;
2. “Аль-Вадых фи усуль аль-фикх”, Мухаммад Сулейман аль-Ашкар
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Истисхаб (правовая презумпция)
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения