Результатом познания бывает либо твёрдая убеждённость ( اليقين / йакын), либо предположение ( الظنّ / занн).
1) Твёрдая убеждённость ( اليقين / йакын)
В арабском языке слово «йакын» означает: знание, устранение сомнения и установление действительности. Оно является антонимом слова «шакк» ( الشكّ / сомнение) [1]. В арабском языке этим словом обозначается такое знание, которое приобретается посредством исследования и логического умозаключения, потому оно и не употребляется в отношении того Знания, которым обладает Аллах [2].
В фикхе термин «йакын» означает твёрдую уверенность сердца в том, что что-то имело место быть, или наоборот, в том, что его не было [3].
► В науке основ фикха термин «йакын» означает твёрдую убеждённость, соответствующую реальной установленной действительности [4].
2) Предположение ( الظنّ / занн)
В арабском языке слово «занн» не соответствует значению слова «йакын». Оно обозначает сомнение, при котором имеется склонность к одной из двух сторон, нетвёрдую убеждённость, и относится к понятию «знания» ( العلم / ‘ильм).
Иногда это слово используются в том же смысле, что и слово «йакын», как например, в словах Всевышнего:
{ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُمْ مُلاَقُو رَبِّهِمْ }
«… которые убеждены (йазуннуна) в том, что они встретятся со своим Господом» (Св. Коран, 2: 46).
Аль-Джурджани пишет: «терминологическое значение слова «занн» – это преобладающая убеждённость, при которой сознание не исключает вероятность её неверности» [5].
В «аль-Куллийат» написано, что слово «занн» относится к категории таких слов, которые имеют два противоположных смысла. Оно может обозначать как твёрдую убеждённость (йакын) так и сомнение (шакк). И таким же словом является, к примеру, слово «раджа’у» ( الرجاء / надежда), которое может обозначать как спокойствие, так и обеспокоенность [6].
Аз-Заркаши говорил, что определить, когда слово «занн» употребляется в Коране со смыслом твёрдой убеждённость, а когда со смыслом сомнения, можно двумя способами: (1) В тех местах, где в Коране о «занне» идёт похвальный отзыв, там оно имеет значение твёрдой убеждённости, а в тех местах, где о нём идёт плохой отзыв, там оно имеет значение сомнения; (2) В тех местах, где слово «занн» связано с союзом «ан» ( أنْ / что) ослабляющим смысл, там оно имеет значение сомнения, как например, в словах Всевышнего:
{ بَل ظَنَنْتُمْ أَنْ لَنْ يَنْقَلِبَ الرَّسُول وَالْمُؤْمِنُونَ إِلَى أَهْلِيهِمْ أَبَدًا }
«Но вы предположили, что Посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям» (Св. Коран, 48: 12), — а в тех местах, где оно связано с качественно-обстоятельственным наречием «инна» ( إنّ / воистину) усиливающим смысл, там оно имеет значение твёрдого утверждения, как например, в словах Всевышнего:
{ إِنِّي ظَنَنْتُ أَنِّي مُلاَقٍ حِسَابِيَهْ }
«Воистину, я верил в то, что мне предъявят счет» (Св. Коран, 69: 20) [7].
► В науке основ фикха это слово употребляется для обозначения склонности мнения к одному из двух разных предположений [8].
3) Сомнение ( الشكّ / шакк)
В арабском языке слово «шакк» обозначает сомнение и является антонимом слова «йакын».
Терминологическое значение слова «шакк» – это затруднение, недоумение, возникающее при столкновение с двумя противоположностям и заключающееся в неспособности отдать предпочтение одной из этих противоположностей перед другой.
В отличие от предположения, сомнение имеет место тогда, когда два разных утверждения кажутся одинаково приемлемыми, то есть, когда сердце столкнувшись с двумя вещами не склоняется ни к одной из них. Если же одному из утверждений будет отдано предпочтение перед другим, но вместе с этим другое утверждение так же не будет отвергнуто, то это познание будет уже считаться предположением (занн). Если же другое утверждение будет отвергнуто, то такое познание уже будет считаться основательным предположением ( غالب الظنّ / галибу занн), что имеет уровень твёрдой убеждённости (йакын) [9].
В фикхе термин «шакк» используется в двух значениях: в значении недоумения и в значении склонности мнения. Как например, когда говорят: «кто усомнился в правильности молитвы…» «من شكّ في الصلاة …«, — или: «кто усомнился в том, имел ли место развод…» «من شكّ فيالطلاق …«, — то есть, не знал достоверно, независимо от того, равны ли были при этом для него два разных мнения, или же одному из них он отдавал предпочтение над другим [10].
► В науке основ фикха термин «шакк» используется для обозначения равного, одинакового отношения к двум противоположным предположениям, возникающего по причине паритетности признаков их приемлемости, либо по причине отсутствия таковых признаков [11].
…………………………………………….
[1] См.: аль-Мисбах аль-мунир; аль-Камус аль-мухит; Мухтар ас-сихах; Лисан аль-‘араб; Му’джам мака’йис аль-люга.
[2] См.: аль-Мисбах аль-мунир; аль-Камус аль-мухит; аль-Фурук фи-ль-люга. 72; аль-Кафави. Аль-Куллийат. 5 / 116.
[3] См.: ‘Али Хайдар. Дурар аль-хуккам. 1 / 18; Халид аль-Утаси. Шарх аль-муджалля.
[4] См.: аль-Махсуль. 1 / 99; Нихайа ас-суль. 1 / 39, 40.
[5] См.: аль-Джурджани. Та’рифат.
[6] См.: Абу аль-Бака’ аль-Кафави. Аль-Куллийат. 3 / 174.
[7] См.: там же. 3 / 165.
[8] См.: Гамз ‘уюн аль-басаир ‘аля-ль-ашбах ва-н-назаир. 1 / 193, 204; ар-Рази. Аль-Махсуль. 1 / 101; аль-Аснави. Нихайат ас-суль. 1 / 40.
[9] См.: аль-Джурджани. Та’рифат.
[10] См.: ан-Нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар; Ибн Наджим. Шамз ‘уюн аль-басаир ‘аля-ль-ашбах ва-н-назаир. 1 / 193, 204; Нихайа аль-мухтадж. 1 / 114; аль-Маусу’а аль-фикхийа. 4 / 295.
[11] См.: аль-Махсуль. 1 / 101; Нихайа ас-суль фи шарх минхадж аль-усуль ли-ль-Байдави. 1 / 40; аль-Кафави. Аль-Куллийат. 3 / 62 – 63.
По материалам «Кувейтской энциклопедии фикха»
Перевод: Арсен Шабанов [islamcivil.ru]
Виды познания
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения