Биография Ибн База и воспоминания его сыновей о нем

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Биография Ибн База и воспоминания его сыновей о нем

Сообщение admin »

Биография и информация о жизни: шейх Абдулазиз бин Баз رحمه الله родился в зуль-хиджже 1330 г. в г. Эр-Рияд. Вначале он был зрячим, но в 1346 г. его постигла глазная болезнь, и его зрение ослабело и полностью пропало в 1350 г. Он выучил наизусть Священный Коран до совершеннолетия, усердно получал знания у ученых в Эр-Рияде, и когда он выделился в своем знании шариатских и языковых наук, его назначили судьей (в 1357 г.). Он не прекращал требовать знания вплоть до своей смерти رحمه الله, он постоянно изучал новое и преподавал, и его не отвлекали от этого занимаемые им чины и должности. Особенно много он занимался изучением хадисов и связанных с ними наук.
Его шейхи: он получал знания от многих ученых, среди них:
шейх Мухаммад бин Абдуллатиф, судья Эр-Рияда,
шейх Салех бин Абдулазиз,
шейх Саъд бин Хамад бин Атикъ, судья Эр-Рияда,
шейх Хамад бин Фарес, заместитель бейт аль-маль в Эр-Рияде,
шейх Мухаммад бин Ибрагим бин Абдуллатиф Аль аш-шейх, муфтий КСА, и он посещал его халакъаты около 10 лет и учил у него все шариатские науки с 1347 по 1357 гг.,
шейх Саъд Ваккас аль-Бухари, ученый из Мекки, у него он взял таджвид в 1355 г.
Его должности и работа. Шейх занимал много должностей:
Он возглавлял Организацию больших ученых в Королевстве;
Возглавлял Постоянный комитет по научным исследованиям и выдаче фатв в вышеупомянутой организации;
Являлся членом и председателем учредительного собрания Лиги исламского мира.
Был председателем Высшего мирового совета по мечетям.
Возглавлял Академию исламского фикха в Мекке при Лиге исламского мира.
Являлся членом Высшего собрания при Исламском университете в Медине.
Был членом Высшей организации по исламскому даъвату в Королевстве.
Его деятельность не ограничивалась работой на вышеперечисленных должностях. Он давал лекции, посещал научные собрания, давал комментарии, занимался повелением к одобряемому и запрещением порицаемого.
Его сочинения. Их очень много, среди них:
«Маджмуъ фатава» и различные статьи.
«аль-Фаваид аль-джалия филь-мабахис аль-фардыя».
«ат-Тахкъикъ валь-идах ликасир мин масаиль аль-хаджж валь-умра ваз-зияра».
«Предупреждение против нововведений», включающее в себя 4 статьи.
Два кратких послания про закат и сыям.
«Правильная акъида и то, что ей противоречит» и другие сочинения.
Его кончина: шейх رحمه الله скончался в четверг, 17 мухаррама 1420 г. в возрасте 89 лет, которые он провел в усердии, старательности, благих делах, требовании знаний, обучения, даъвату к Аллаху, исполнению нужд мусульман, помощи им, да помилует его Аллах и простит ему, поместит в Свои райские сады и соберет нас с ним по Своей милости.
После джумъа-намаза за него сделали джаназу так много людей, что их число знает только Всевышний Аллах, и в этом было доказательство любви людей к нему, да помилует его Аллах.
Он сделал хаджж 60 раз, и все его дочери закончили университет…
Сыновья шейха Ибн База говорят о своем отце
Через менее чем 24 часов после того, как амир Эр-Рияда Сальман бин Абдулазиз переименовал улицу, на которой находится дом шейха Ибн База رحمه الله, улица аль-Бадиа стала известна как улица шейха Ибн База.
Чтобы найти дом шейха رحمه الله в районе аль-Бадиа, в одном из самых известных районов саудовской столицы, путеводитель не нужен. Достаточно спросить любого человека, как пройти к дому шейха Ибн База, и ты обнаружишь, что все знают, где он находится, и будут соревноваться в том, как правильно описать этот путь. Это доказывает, что дом шейха Ибн База был открыт для всех. Я направился к дому шейха вечером, чтобы побеседовать с его сыновьями, которые рассказали бы о шейхе Абдулазизе бин Базе, как об отце, родителе, муже и человеке. В его доме я сидел в меджлисе шейха вместе с его сыновьями: Абдуллой, Абдуррахманом и Ахмадом. Мы прошлись по дому: вот место, которое он определил для приема женщин, другое – для мужчин, а это библиотека. Здесь он читал. Здесь он диктовал писцу свои фатвы. А здесь он отвечал на вопросы, давал уроки, беседовал с людьми и принимал студентов…
Я сидел в месте, из которого голосом шейха вышли тысячи фатв, в месте, которое было свидетелем тысяч граждан и приезжих, которые приходили, чтобы спросить шейха Ибн База о чем-то относительно дел их религии и жизни…
В течение 3 часов я слушал сына и внука, которые рассказывали о великом ученом, аскете, требующем знания вплоть до своей кончины. Они говорили о своем отце, о его дне, жизни, о том, как его сын уговорил его на свою учебу в США, на работу в торговле по производстве химических веществ, а его внучка учила английскую литературу.
Мы прошлись по важной главе из жизни шейха Ибн База – его отношениях со служителем двух святынь королем Фахдом бин Абдулазизом и наследным принцем в то время – амиром Абдуллой бин Абдулазизом, с правящей семьей и ответственными лицами в Королевстве. Эти удивительные отношения можно увидеть только в Саудии: правитель и ученые сохраняют друг с другом крепкую, сильную связь, исходящую из интересов мусульман.
Во время разговора мы прошлись по биографии Ибн База и его отношениях с его водителем и охранниками, о том, почему он отказался оставаться в больнице? Почему он отказался, чтобы ему готовили отдельную еду, когда у него появились проблемы с желчным пузырем? Когда он плакал, а когда гневался, какие мужья у его дочерей, и какой у них был махр?
Многие вещи мы обсуждали о шейхе رحمه الله в его меджлисе, в котором до нас сидели тысячи людей. Разговор разделился на две части – с его старшим сыном Абдуллой (58 лет) и вторым сыном – Абдуррахманом (47 лет). Вначале я говорил с Абдуррахманом.
- Как шейх начинал свой день?
— День шейха Абдулазиза бин База رحمه الله был очень активным, все его время было досконально и подходящим образом распределено, и почти все оно уходило на даъват. Организация времени дала ему возможность встречаться с большим числом людей, которые приходили к нему, неважно, домой или в место его работы, и он занимался своими делами активно и старательно.
- Сколько часов он работал?
— Минимум 16 часов в день.
- Когда он начинал работу?
— Он начинал свой день за час до фаджр-намаза. Он совершал ночную молитву «тагаджжуд», после чего поминал Аллаха, пока не наступал фаджр. Когда начинался фаджр, он звонил всем сыновьям, которые жили с ним, чтобы разбудить их на намаз, и также он звонил охране и водителю. Он уделял большое внимание тому, чтобы все сделали намаз вовремя.
Он выходил из дома на фаджр, который он молился в мечети, близкой от его дома. После фаджра он оставался в мечети, читая тасбих и тахлиль до шурукъа, а потом возвращался домой.
В это раннее время, около 6 часов летом, он начал свое ознакомление с прошениями и бумагами, связанными с даъватом, которые зачитывались ему вплоть до полдевятого утра.
После этого он входил к семье, чтобы позавтракать. Завтрак у него обычно состоял из фиников, стакана кефира и немного фруктов.
- Когда он шел в Дар аль-ифта и на работу?
— В 9 утра, и там он оставался до полтретьего. До того, как вернуться домой, вокруг него собирались гости, а другие люди ожидали его в доме – они хотели спросить у него что-то или вместе пообедать. Он обедал с легкими разговорами, пока не наступал аср-намаз, который он совершал в мечети аль-Яхья, недалеко от дома, и там он давал небольшой урок, на который приходили студенты и другие люди, и урок давался в течение всей недели.
После окончания аср-намаза он возвращался домой, входил к семье и был с ней, пока до магриба не оставалось полчаса. На магриб он шел делать намаз в мечеть амиры Сары, после чего возвращался домой на открытую встречу с людьми, которые прибывали, чтобы испросить совета по своим вопросам. Он никогда не запрещал охране впустить какого-нибудь гостя. С иша-намазом он шел в мечеть аль-Яхья и давал там урок между азаном и икъаматом.
После иша-намаза он возвращался в дом или библиотеку, — там он принимал специальных гостей и ученых, а в библиотеке читал. Он любил чтение, будь то в библиотеке или машине, всегда читал, как молодой студент, и у него была прекрасная память. Заканчивал свои дела он в 11 часов.
Его отношения с хранителем двух святынь
Сыновья шейха Ибн База, которых я встретил, сказали, что его отношения с хранителем двух святынь были очень хорошими и прочными, а также с амиром Абдуллой бин Абдулазизом, наследным принцем в то время. Еще у него были особые отношения с амиром эр-Рияда Салманом бин Абдулазизом.
Они сказали, что это была особая и прочная связь, продолжающая связь Ибн База رحمه الله с королем Абдулазизом и его сыновьями – королем Саудом, королем Фейсалом и королем Халедом رحمهم الله, и как вы знаете, ученые в Королевстве встречались с королем, наследным принцем и другими членами королевской семьи для разговоров о делах страны и мусульман.
Они добавили, что их отец внимательно относился ко дню, который служитель двух святынь еженедельно выделял для встречи с учеными и шейхами.
Абдуррахман, второй сын шейха Ибн База, 47 лет, сказал, что его связь со служителем двух святынь королем Фахдом бин Абдулазизом через телефон и переписку была очень частой, равно как и его встречи с ним или наследным принцем.
«Мой отец считал, что обязанность ученых – поддерживать правителя мусульман, чтобы они помогали ему своими советами. Служитель двух святынь дружил с ним и с другими учеными, прислушивался к их мнению во всем, что касалось религиозных и шариатских сфер. Мы, как дети Ибн База رحمه الله , ощущали эту крепкую связь между отцом и королем».
- Слушал ли он новости?
— Ежедневно в 11 часов он входил к семье и слушал выпуск новостей по радио, потом ложился спать, чтобы проснуться за час до фаджра.
- Были ли у него особые советы, которые он давал тебе или кому-нибудь из своих сыновей и дочерей?
— Он много нам советовал и увещевал, как и других людей, которых встречал. В основном это касалось религиозной стороны и концентрировалось на внимании к намазу и требовании знания.
Учеба в Америке
- Когда ты поступил в научный институт, у шейха было желание, чтобы ты закончил свою учебу по шариатским наукам, но ты не согласился с ним и продолжил свою учебу в Америке. Как это случилось?
— Действительно, я начал учить шариатские науки в религиозном институте при Исламском университете имама Мухаммада бин Сауда, и впоследствии я обратился к изучению международных отношений и закончил свою учебу в США.
- Как ты убедил его в изменении своего учебного курса?
— На него это произвело сильное впечатление. На самом деле, я его не убеждал, а просто поставил перед свершившимся фактом.
Я не сообщал ему о своем намерении учиться заграницей. Я переписывался с американскими университетами, и когда получил согласие на прием, пришел к отцу, объясняя ситуацию. Вначале это произвело на него большое впечатление, но видя мою настойчивость, он дал согласие на мою учебу в Америке, и не соглашался он только с одним – он хотел, чтобы я не отдалялся от знаний, и он сказал мне: «Лучше, чтобы ты учил шариатские науки, но нет запрета на то, чтобы ты учил другие науки. Самое главное – знание, которое приносит пользу тебе и людям».
Его отношения с его детьми.
- Каким было отношение шейха к его сыновьям, дочерям и внукам?
— Это были идеальные отношения, в которых воплощалась личность истинного мусульманина, который боится Аллаха во всех своих делах. Его внимание к семье и ее членам было большим. Он выделял один день в неделю для семьи, собирался с ней, встречался с детьми, внуками и даже с племянниками. Приходили четверо его сыновей и шестеро дочерей. Мужчины собирались в специальном мужском месте, а женщины – в своем месте, в специальное время для женщин. Собрания начинались с чтения Корана, которое осуществляли его сыновья или внуки, потом шейх объяснял им коранический текст, давал общие наставления и разговаривал с ними про общие события и специальные семейные проблемы.
Так же было с дочерями, с которыми он встречался в другую ночь. Собрание обычно заканчивалось в 11 часов вечера, и это мы называли «официальной встречей».
- Учили ли дочери шариатские науки?
— Он уделял большое внимание тому, чтобы они изучали шариатские науки, но одна из его внучек закончила университет короля Сауда по английской литературе, а другая закончила университет короля Абдулазиза по литературе.
Альхамдулиллях, мы были воспитаны в доме знаний и религии, и основой была шариатская учеба, но знания в разных своих программах и сферах открыты перед всеми.
- Когда он плакал?
— Родитель был чувствительным, особенно он мог растрогаться из-за грустных или древних историй. Когда он читал пророческую сиру, про какое-нибудь событие, мы видели, что он плачет, и так же было с другими историями, которые заставляли его плакать. Я видел, как он плачет во время чтения о газавате Табук и тех, которые не пошли на этот газават, во время истории об Аише его глаза покрывались слезами, и когда он вспоминал шейха Мухаммада бин Ибрагима, он плакал, потому что он учился у него дольше всего, и тот всегда был ему рад, когда шейх приходил, чтобы спросить его о чем-то или попросить объяснить ему что-нибудь.
- Когда он гневался?
— Отец был известен среди людей и среди нас выдержанностью и благими качествами характера, знанием, терпением, скромностью, что заставило людей полюбить его, но как человек, он иногда гневался, и это происходило тогда, когда случалось нечестие и совершение запретного. Он сильно гневался, когда слышал, что где-то произошла несправедливость по отношению к какому-нибудь человеку, когда он видел большую проблему, коснувшуюся какого-то человека, и которую никто не предпринимал попыток исправить.
Иногда проходил год или два, когда он вообще не гневался, и я не видел, чтобы он гневался на тех, кто работал с ним, на своих детей или кого-нибудь из семьи.
- Как он смотрел на образование своих дочерей?
— Альхамдулиллях, все дочери шейха и его внучки получили полное образование, некоторые из них закончили университеты, и он уделял большое внимание их обучению.
- Сколько в среднем людей он принимал ежедневно?
— Разное количество, будь то на работе, в своем кабинете, или у себя дома, где он принимал большое число людей каждый день. Это число увеличивалось в разы в благословенном месяце рамадане и во время хаджжа. Были люди, которые ожидали его в мечети и те, кто спрашивал его по телефону.
- Говорят, что телефон в его доме не прекращал звонить…
— Действительно, иногда он говорил по телефону с одним человеком, а на проводе его ожидал уже другой звонок. Он разговаривал с людьми из стран Персидского залива и других стран и никогда не раздражался от телефона.
- Приходили ли к нему женщины на женский меджлис?
— Чаще всего женщины задавали свои вопросы по телефону. Что касается тех, у кого были проблемы, то они приходили к нему домой, и он отвечал на их вопросы и определил им специальное место в доме. В основном их проблемы касались семейной жизни, наследования, грудного вскармливания и развода. Когда приходили женщины, он выделял им время до мужчин, либо они входили к семье, и он встречал их там.
Ибн Баз и война в Заливе.
- Война в Заливе была важным событием. Как она отразилась на шейхе в те дни?
— То, в чем нет сомнения – что это был сложный и затруднительный период времени для каждого, кто тогда жил в Королевстве, в странах Персидского залива и близлежащих странах. Людей постигло сильное волнение, была большая фитна, и все думали, как разрешить эту проблему. Отец считал, что это явная несправедливость, которую необходимо исправить, что необходимо снять зульм с того, кого он постиг, и что Ирак совершает преступление и несправедливость по отношению к Кувейту, его правительству и жителям.
Что касается исправления несправедливости, то было ясно, что армии союзников и арабских стран должны исправить зульм, который постиг правительство и мусульманский народ Кувейта, основываясь на хадисах, приведенных про это.
Каждому, кто спрашивал у него фатву относительно существующего положения, даже тем, кто приходил с армии или военных секторов, он говорил, что нет ничего плохого в том, чтобы начать войну ради устранения несправедливости, т.к. на них напали.
Между Эр-Риядом и ат-Таифом
- Шейх жил то в Эр-Рияде, то в ат-Таифе. В чем причина этого?
— Его постоянное место жительства – Эр-Рияд, и его работа всегда была там. В период хаджжа он отправлялся в Мекку Мукарраму, чтобы следить за делами хаджжа, участвовать в просвещении паломников, как он привык делать. С окончанием хаджжа он ехал в ат-Таиф, и это было его обычаем с тех пор, когда правительство переехало в ат-Таиф, и ему нравился этот город, т.к. он расположен рядом с Меккой. В конце лета он возвращался в Эр-Рияд.
- Сколько раз шейх делал хадж?
— 60 раз.
- Вмешивался ли отец в брак своих сыновей, в частности, в твой брак?
— Отец только направлял, но не вмешивался и не навязывал свое мнение. Мы просили у него совета в больших и малых делах, и он мог дать нам наставление, и по большей части он говорил нам, что он сделает истихару у Аллаха, затем примет решение, и по милости Аллаха в чем бы он ни делал истихару, в этом было благо для него.
Брак его дочерей.
- Вмешивался ли он в выдачу замуж своих дочерей, и были ли у него особенные условия?
— Как я сказал, эти дела были важными, и у него не было абсолютно никаких материальных условий – он просто не смотрел на них. Даже махры своих дочерей он вернул их мужьям. Ему был важен благочестивый муж в своей религии, акъиде, поведении и действиях.
- Что насчет уроков шейха для студентов?
— Его уроки для студентов происходили 4 раза в неделю. Во время них зачитывались матны книг в мечети имама Турки, это было на фаджр в воскресенье, понедельник, среду и в четверг. Он делал фаджр с ними, пока не наступало время учебы, и потом к нему домой приходила переписка, и он отвечал на нее.
- Сколько примерно процентов переписки, на которую отвечал шейх, приходило из-за границы?
— Более 40%.
Завещание Ибн База.
- Есть ли определенное завещание, которое он завещал?
— Есть общее завещание – распространять его труды, особенно его примечания и комментарии к «Фатх аль-Бари». Он завещал своему сыну шейху Ахмаду выписать их отдельно в брошюру.
Также он завещал, чтобы его библиотеку перенесли в Мекку, т.к. там строится большая библиотека, и в его библиотеке много книг, заполненных его комментариями, а также она включает редкие рукописи, которые он завещал как вакъф ради Лика Аллаха и для служения студентам.
- Он путешествовал на самолете или на машине в разные части Королевства?
— Большие расстояния он преодолевал на самолете, а на близкие ехал на машине. Обычно с ним было некоторое количество сопровождающих его людей и помощников.
- Путешествовал ли он за пределы КСА?
— За всю свою жизнь он ни разу не был заграницей. Он путешествовал только во внутренние города Саудии, — в Мекку, Медину, Таиф, Джидду в последние годы. До этого он путешествовал в Восточную провинцию и аль-Ахсу.
— Есть ли среди его внуков кто-нибудь, кто взял много знаний от него?
— На самом деле его внуки все еще маленькие. Что касается моего брата, шейха Ахмада, и он третий его сын, то он учил шариатские науки и окончил Исламский университет имама Мухаммада бин Сауда, а в настоящее время готовит диплом на доктора по шариату.
Старший сын
Абдулла бин Абдулазиз бин Баз – старший сын шейха Абдулазиза бин База, рассказывает о своем отце и его жизни с ним, и он сопровождал его с тех пор, как тот был къадием (судьей) в аль-Хардже:
— Я работал со своим отцом и сопровождал его в Медину. Это был важный период жизни для меня, и в ранней молодости я многому научился от него, прислушивался к его советам и наставлениям, которые исходили из его внимания к религиозным и шариатским вещам.
- В Медине ты видел отца с тысячами студентов в Исламском университете. Помнишь ли ты что-нибудь особенное, учитывая то, что ты был с ним в течение 58 лет?
— Многие студенты были европейской, африканской, американской и арабской национальностей. Самое большое его внимание было приковано к делам студентов, к их материальным и учебным нуждам, и он стремился к предоставлению им помощи путем раздачи книг, предоставления общежития, чтобы они все закончили свою учебу и продолжили даъват к Аллаху в своих странах. Его помощь не ограничивалась только временем их выпуска из университета, а продолжалась даже после их возвращения в их родные страны, чтобы они смогли продолжить свой даъват.
- Что он думал о других университетских образованиях, как медицина и инженерия, например?
— Он считал, что учеба важна, и что должны быть инженеры-мусульмане и врачи-мусульмане, и все другие научные профили, и что науки не ограничиваются только шариатскими науками, и страна нуждается в людях разных специальностей, профессий.
- Каким он видел счастье человека?
— Он всегда говорил: «Если человеку была дана выдержанность и полезное для него и для окружающих знание, то он счастлив», и также счастье — в снисходительности при обращении с людьми при купле и продаже.
- Мы часто слышим о его материальной помощи людям…
— По большей части его помощь исходила от хранителя двух святынь короля Фахда и наследного принца Абдуллы бин Абдулазиза, от разных амиров и меценатов. Он раздавал эту помощь, и так он помог многим нуждающимся.
- Узнавал ли он как следует о нуждающихся, которые просили у него помощи?
— Мир и время сильно изменились, и он узнавал о каждой просьбе, с которой к нему обращались, через къади, свидетелей, через семью человека, требующего помощи, чтобы правильно распределить деньги. Количество помощи зависело от размеров нужды семьи и ее членов.
- Когда была война в Персидском заливе, уехал ли он из Эр-Рияда?
— Когда началась война, он отказался покидать Эр-Рияд, несмотря на то, что некоторые сыновья выехали, и он оставался в доме, который находится на улице, которая стала называться его именем.
— Что последнее он тебе сказал?
— Он ничего определенного не говорил, но за одну ночь до своей кончины он сказал: «Мне не помогает больница, и в том, чтобы я оставался в ней, нет необходимости».
- Предпочитал ли он определенную пищу?
— Такой пищи не было. 60 лет он ел вместе с людьми, со своими гостями, и даже когда врачи сообщили ему о проблемах со здоровьем, с желчным пузырем, и потребовали, чтобы в его еде уменьшили количество жиров, он отказался от того, чтобы у него была отдельная тарелка, с которой бы не ели другие люди.
«аль-Маджалля», сафар 1420 г.
http://www.binbaz.org.sa/mat/21366
Ответить

Вернуться в «Биографии учёных»