На протяжении всего существования человечества Всевышний Аллах устанавливал правовое поле для его жизнедеятельности, отправляя Своих посланников и ниспосылая Свои Книги. Основы шариата (законодательства) Всевышнего Аллаха в виде вероубеждения были едиными для всех народов, когда-либо населявших землю. Сами же правовые нормы менялись в зависимости от уровня развития человека на том или ином этапе, на котором ниспосылались откровения Всевышнего Аллаха. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является последним посланником, а Коран является последней Книгой, направленной человечеству до Судного дня. Аллах говорит в Коране (перевод смысла аята): «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3).
Ислам регламентирует все стороны жизни и даёт ответы на все вопросы, возникающие перед человеческим обществом. Источником закона, по которому должен жить человек, является воля Всевышнего Аллаха, которая нашла своё отражение в Коране и Сунне. Эти два источника шариата устанавливают правовые нормы на все случаи жизни как прямым текстом, так и посредством косвенных указаний согласно научной методологии, выведенной опять же на основе Корана и Сунны.
Разделы исламского права
Исламские правовые нормы собирает наука «Фикх» – исламское право. Она включает в себя следующие разделы:
– ритуальное поклонение: очищение, намаз, закат, пост, хадж и др.;– торговые отношения: купля-продажа, аренда, долг, залог, подарок, партнёрство, инвестирование, поручительство и т. д.;
– семейное право: заключение брака, развод, нормы, связанные с родством; кормление грудью, обеспечение семьи, наследство и т. д.;
– судейство: нормы, связанные с качествами судьи, его назначением, полномочиями, рассмотрением заявлений, судебным процессом и т. д.;
– внутренняя государственная политика: нормы, связанные со взаимоотношениями между властью и народом;
– уголовное право: нормы, связанные с видами преступлений и наказаний за них, а также их осуществлением;
– международное право: нормы, связанные со взаимоотношениями исламского государства с другими: состояниями войны и мира, подписаниями договоров и т. д.;
– этика и нравственность: нормы этики, поведения и отношения людей друг к другу, а также исламские институты повышения нравственности, воспитания души и сердца.
Конечно, это разделение является условным и может различаться в трудах различных учёных-правоведов и правовых школ. Однако все эти подходы объединяет одно – всеобъемлющий характер фикха.
К сожалению…
…во многих обществах, в которых преобладают мусульмане, нет ясного понимания того, что шариат Всевышнего Аллаха регулирует все стороны человеческой жизни и не оставил ни одно действие человека, не дав ему соответствующую правовую оценку. Многие люди полагают, что ислам ограничивается духовностью, ритуальным поклонением и основными пунктами вероубеждения. Косвенно эта проблема относится не только к простым, неграмотным в области шариата людям, но и к тем, кого в таких обществах принято считать обладателями знания. К сожалению, в окружающем нас обществе катастрофически не хватает учёных, специалистов, глубоко разбирающихся в шариатских нормах, регулирующих торговые, семейные, политические и экономические отношения. Отчасти это является причиной примитивного понимания ислама как немусульманами, так и самими мусульманами. Конечно, на это есть множество объективных и субъективных причин, которые в данной статье мы рассматривать не будем. Хвала Аллаху, ситуация стремительно меняется в лучшую сторону.
В связи с описанной проблемой мы намерены сделать свой маленький вклад в её решение и начинаем серию статей по нормам шариата, связанным с торговыми отношениями. С помощью Аллаха мы постараемся раскрыть основные темы этого раздела, такие как договор купли-продажи и условия его действительности; риба (ростовщичество), его виды и основные положения; исламская этика торговли; запрещённые виды имущественных договоров; нормы, связанные с долгом, залогом, арендой, партнёрством, инвестированием, поручительством и другие важные вопросы, с которыми мусульмане сталкиваются каждый день, зачастую даже не подозревая, что они при этом совершают те или иные грехи.
Каждый мусульманин обязан знать положения шариата относительно деятельности, которой он занимается, поскольку в противном случае он рискует совершить множество грехов и неправомерных действий. Так, второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб выгонял с рынков людей, не знающих нормы шариата, связанные с торговлей.
Если мусульманин собирается вступить в брак, он должен изучить его основные положения, свои права и обязанности перед семьёй. Если он занимается бизнесом, то должен знать положения шариата, регулирующие его деятельность, должен знать, какие сделки являются дозволенными, а какие – запрещёнными и т.д. Аллах говорит в Коране (пер. см.): «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). То есть все свои дела мусульманин должен взвешивать на весах Книги Аллаха и Сунны Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аллах также говорит (пер. см.): «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (сура «Воскресение», аят 36). Аллах создал человека и не оставил его делать всё, что ему вздумается. Напротив, Аллах установил закон, по которому он должен жить. Закон, исполнение которого ведёт человека к довольству Аллаха и Раю, «ширина которого подобна ширине небес и земли» (сура «Железо», аят 21), а отворачивание от него – к гневу Аллаха и Аду, в котором «ему уготованы унизительные мучения» (сура «Женщины», аят 14).
Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]
Фикх всеобъемлющий
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения