Тайаммум - очищение песком

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 02 сен 2014 01:20
Контактная информация:

Тайаммум - очищение песком

Сообщение admin »

Во имя Аллаха Милостивого Всемилостивого

Лексическое значение слова «тайаммум» означает «намерение», «цель». В шари’ате это относится к «стремлению или поиску песка или почвы, чтобы обтереть лицо и руки с намерением сделать дозволенным совершение молитвы и других действий».
Доказательство того, что тайаммум является частью шари’ата пришло в Куръане, Сунне и иджма’ (ученых).

«Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах Снисходительный, Прощающий». Сура «ан-Нисаъ», 4:43.

Что же касается Сунны, то приведем хадис, рассказанный Абу Умамой, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вся земля сделана для меня и моей уммы мечетью и чистым местом (для молитвы). И где бы не застала молитва человека из моей уммы, то у него его чистота ». Этот хадис передал Ахмад 5/248.

Что касается иджма’, то мусульмане сошлись во мнении, что тайаммум составляет часть шари’ата, поскольку это заменяет омовение или купание /ѓусль/ при определенных обстоятельствах.

Благословение для этой уммы:

Этот вид омовения является из числа того, чем Аллах облагодетельствовал мусульманскую общину.

Аллах Всевышний сказал:
«Если же вы … не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки» ("Трапеза”, 6).

Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует , ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , выступили в путь и достигли уже Байды (или: Зат аль-Джайша), у меня порвалась (нить) ожерелья. (Узнав об этом,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. (В этих местах) не было воды, и (некоторые участники похода) люди пришли к Абу Бакру ас-Сиддику и сказали ему: "Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , и (всех остальных) людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!” (Услышав это,) Абу Бакр пришёл (ко мне), когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , положивший голову мне на ногу, уже заснул. Он воскликнул: "Ты задержала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , и (других) людей, не имеющих воды, там, где её нет!”» ‘Аиша сказала: «И Абу Бакр принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , покоилась у меня на ноге. А когда наутро посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , проснулся и (оказалось, что ни у кого) не было воды, Аллах ниспослал айат об очищении песком, после чего люди совершили такое очищение. Что же касается Усайда бин Худайра , то он воскликнул: "О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение(, ниспосланное) вам!”» (‘Аиша) сказала: «А потом мы подняли верблюда, на котором я ехала, и нашли ожерелье под ним».

Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Мне были дарованы пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом(, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, он (может) молиться (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества, и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям».

Очищение песком, осуществляемое тем, кто не находится в пути, но не может найти воды и боится пропустить молитву.

Сообщается, что Абу Джухайм бин аль-Харис бин ас-Симма аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует , шедшего со стороны Бир Джамаль встретил какой-то человек, который поприветствовал его. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует , не ответил ему (сразу), а (сначала) подошёл к (покрытой пылью) стене, протёр пылью лицо и руки и только потом ответил на его приветствие».

Следует ли очищающемуся песком сдувать пыль со своих рук?

Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абза, да помилует его Аллах, сказал:
− (Как-то раз) к ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, явился какой-то человек, который сказал: «Поистине, я осквернился и не могу найти воды (для омовения». Услышав это,) ‘Аммар бин Йасир сказал ‘Умару бин аль-Хаттабу: «Помнишь ли ты, как однажды, когда оба мы были в пути, ты не молился, а я катался по песку, после чего совершал молитву? И я рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "Поистине, тебе достаточно было бы сделать так”, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (легко) ударил ладонями о землю, подул на них и протёр себе лицо и кисти рук».

Чистая земля может заменить мусульманину воду.

Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн аль-Хуза‘и, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) находясь в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует , мы передвигались ночью, пока в конце её не (достигли одного места, где) упали (на землю от усталости), и нет для путника ничего слаще этого. (И мы заснули так крепко, что) разбудила нас только жара (, так как уже поднялось солнце). Первым проснулся такой-то, потом такой-то, потом такой-то, а четвёртым был ‘Умар бин аль-Хаттаб. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует , то, когда он засыпал, мы не будили его, (а ожидали,) пока он не проснётся сам, поскольку мы не знали, что происходит с ним во сне. Когда ‘Умар, который был выносливым человеком, проснулся и увидел, что происходит с людьми, он громко закричал: "Аллах велик”, и продолжал кричать до тех пор, пока от его крика не проснулся пророк, да благословит его Аллах и приветствует , которому люди стали жаловаться на то, что их постигло. Он сказал: "Не беда (или: Это не повредит вам), отправляйтесь”, и они двинулись в путь. Проехав совсем немного, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) спешился, велел принести себе воды и совершил омовение, после чего прозвучал призыв к молитве и он совершил молитву вместе с людьми. Завершив молитву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , увидел в стороне одного человека, который не молился вместе (со всеми) остальными, и спросил его: "О такой-то, что помешало тебе совершить молитву вместе с людьми?” Тот ответил: "Я осквернился, а воды у меня нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: "(В таком случае) тебе следует использовать (чистую) землю, и этого будет для тебя достаточно!” После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует , двинулся в путь, (а через некоторое время) люди стали жаловаться ему на то, что их мучает жажда. Тогда он спешился, подозвал к себе одного человека и ‘Али, да будет доволен им Аллах, которым велел: "Отправляйтесь на поиски воды”. Они двинулись в путь и (спустя немного времени) повстречали какую-то женщину, сидевшую на своём верблюде между двумя навьюченными на него бурдюками с водой, и спросили её: "Откуда эта вода?” Она ответила: "Я была у воды вчера в такое же время, а наши люди едут следом за мной”. Тогда они сказали ей: "Поезжай!” − а на её вопрос: "Куда?” − ответили: "К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. (Женщина) спросила: "К тому, кого называют отступником?” Они ответили: "Да, это тот, кого ты имеешь в виду, так отправляйся же!” И они привели её к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которому рассказали обо всём». (Передатчик этого хадиса) сказал: «И ей помогли спуститься с верблюда, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует , велел принести ему сосуд и налил в него воды из верхних отверстий бурдюков. Затем он завязал верхние отверстия этих бурдюков и открыл нижние, после чего людям было сказано: "Поите животных и набирайте воду для себя”. И одни стали поить животных, другие набрали воду для себя, а под конец пророк, да благословит его Аллах и приветствует , дал сосуд с водой осквернившемуся и велел ему: "Иди и облейся”. (Что же касается женщины, то) она стояла и наблюдала за тем, что происходит с её водой, и, клянусь Аллахом, когда (мы перестали брать у неё воду,) нам показалось, что в бурдюках её стало больше, чем прежде, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует , велел: "Соберите для неё (что-нибудь)”. Люди собрали для неё финики, муку и савик и сложили всю эту еду в (расстеленную на земле) одежду, а затем её подсадили на верблюда и положили перед ней тюк с едой, (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал ей: "Знай, что из-за нас у тебя воды меньше не стало, ибо это Аллах напоил нас!” После этой задержки женщина вернулась к своим родным, и они спросили: "Что задержало тебя, о такая-то?” Она ответила: "Нечто удивительное! (В пути) меня повстречали двое, отвели к тому, кого называют отступником, и он сделал то-то и то-то, и, поистине, он либо величайший колдун из живущих между тем и этим, − и она подняла средний и указательный пальцы к небу, желая сказать, что имеет в виду небеса и землю − либо истинный посланник Аллаха!” А после этого мусульмане стали совершать набеги на живших поблизости от неё многобожников, но обходили стороной её селение, и однажды она сказала своим соплеменникам: "Я думаю, что эти люди не трогают вас не случайно, так, может быть, у вас есть желание принять Ислам?” И они послушались её и приняли Ислам». Этот хадис передал аль-Бухари.
В хадисе Хузейфы, переданном Муслимом, говорится: «Земля сделана для нас чистой и пригодной для очищения тогда, когда мы не можем найти воду».

Ахмад передал похожий хадис от ‘Али, в котором говорится: «Земля сделана для меня чистой и пригодной для очищения».

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Очищение песком состоит из двух ударов о землю: первый – для лица, а второй – для рук до локтей».
Этот хадис передал ад-Даракутни, и мусульманские богословы пришли к выводу, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Умару, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом.

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Правоверный мусульманин может очищаться песком, если не найдет воду, в течение десяти лет. А когда он найдет воду, то пусть устрашится Аллаха и позволит воде прикоснуться к его коже».Этот хадис передал аль-Баззар. Ибн Каттан назвал его достоверным, с чем не согласился ад-Даракутни, который назвал хадис отосланным. В любом случае, ат-Тирмизи передал похожий хадис от Абу Зарра и назвал его достоверным. Того же мнения был аль-Хаким.

Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Двое мужчин отправились в путь, а когда наступило время намаза, у них не оказалось с собой воды. Они совершили очищение чистым песком, а затем нашли воду до того, как вышло время намаза. Один из них совершил омовение и повторил намаз, а другой не стал делать этого. Тогда они пришли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказали ему об этом. Тому, кто не повторил намаз, он сказал: «Ты поступил в соответствии с моей Сунной, потому что твоего первого намаза было достаточно». А другому он сказал: «Ты получил двойное вознаграждение».
Этот хадис передал Абу Давуд и ан-Насаи.

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, истолковывал слова великого и могучего Аллаха«А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то искупайтесь. Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или имел близость с женщиной и при этом не может найти воду, то совершайте очищение чистым песком, обтирая им лицо и руки» (5:6) и сказал:
«Если человек, который получил ранение на пути Аллаха или страдает от ран, окажется в состоянии полового осквернения и будет опасаться, что он умрет, если искупается, то пусть очистится песком». Ад-Даракутни передал прерванную версию этого хадиса, а аль-Баззар – восходящую. Ибн Хузейма и аль-Хаким назвали его достоверным.

Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«У меня сломалось предплечье, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел мне обтирать руку поверх лубка».
Этот хадис передал Ибн Маджа с очень слабой цепочкой рассказчиков.

Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал,что во время поездки один мужчина ударился головой об камень и разбил голову. Во сне у него произошла поллюция, и он спросил у своих спутников: «Могу ли я очиститься песком?» Они ответили: «Мы думаем, что ты не должен очищаться песком, если можешь искупаться водой». Он искупался и умер. Вернувшись, люди рассказали об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Они убили его! Пусть же Аллах убьет их! Почему они не спросили о том, чего не знали?! Воистину, исцеление невежества – это вопрос. Ему было достаточно очиститься песком, перевязать рану, обтереть повязку и помыть все остальное тело».
Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков. Мусульманские богословы расходятся во мнениях по поводу рассказчиков этого хадиса.

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал:
«Согласно Сунне, человек после очищения песком может совершить только один намаз, а перед следующим намазом он должен вновь совершить очищение песком». Этот хадис передал ад-Даракутни с очень слабой цепочкой рассказчиков.

'Амр ибн Аль - ‘Ас рассказал, что он участвовал в экспедиции. Он видел сон с семяизвержением во время чрезвычайно холодной ночи и боялся, что если он выполнит г'усл то умрет. Он совершил утреннюю молитву со своими товарищами. Потом он пошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллаh и приветствует, спросить его относительно этого. Мухаммад, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: " O 'Амр, ты молился со своими товарищами, хотя тебе нужно было совершить полное омовение?" 'Амр прочел Пророку аят (из Кур'ана): " Не убивайте себя, Аллах милостив к вам ". Пророк только засмеялся и не сказал ничего".

Экономия воды на более полезное использование:

Это может быть для собаки (гончей), для приготовления теста, или удаления нечистот, которые не позволительны. Имам Ахмад сказал: "Многие из сподвижников выполняли тайаммум, чтобы экономить воду для питья. " 'Али сказал, что человек, который путешествует и становится нечистым из-за полового акта или сна с семяизвержением может совершать тайаммум, если он боится, что он будет идти измученным жаждой: "Он должен совершить тайаммум, а не г'усл (полное омовение)". (Это передал Ад-Даркутни.)

Ибн Таймиййа сказал: " Если человек должен освободить себя, но имеет только маленькое количество воды, лучше будет, если он освободит себя и помолится с тайаммум, чем держать свое омовение и молиться без освобождения".

Как совершать тайаммум:

Первое условие-это нужно иметь намерение. Затем нужно упомянуть имя Аллаhа, ударить по почве руками, вытереть лицо и руки до запястья. Ничто не является подлинным и ясным чем то, что передал 'Аммар. Он сказал:
Мы должны были совершить полное омовение из-за осквернения (сексуального) и не имели воды, мы ворочались по грязи и молились. Это рассказали Пророку, и он сказал: " Этого будет достаточно для вас" и он ударил о землю руками, подул на них и затем вытер его лицо и руки ". (Аль-Бухари и Муслим).

В другом тексте он заявляет:
" Будет достаточно для вас ударить о землю руками, подуть на них, затем протереть лицо и руки до локтей". (Это передал ад-Даркутни.)

Этот хадис показывает, что достаточно один раз ударить о землю и один раз протереть руки до запястий. Тот, кто делает тайаммум с грязью, должен дуть сначала на руки и не делать его лицо пыльным или грязным. Это соответствует сунне.

[/b]Что разрешается человеку совершившему тайаммум:

После выполнения тайаммума он чист и может делать любое из действий, требующих предшествующее омовение, типа молитвы и касания Кур'ана. Он не должен повторять его во время следующей молитвы, и он может молиться столько, сколько он желает (если он не аннулирует его), точно так же, как после выполнения обычного омовения. Абу Зарр сообщил, что Пророк сказал: " Почва - очиститель для мусульманина, даже если он не найдет воды в течение двадцати лет. Затем если он коснется воды, то есть сделает омовение, и так далее, это будет хорошо. " Это передал Ахмад и ат-Тирмизи сказал, что это сахих.

Что аннулирует тайаммум:

В дополнение к наличию воды, все, что аннулирует омовение, аннулирует и тайаммум. Если человек молится после выполнения тайамум и затем находит воды, он не должен повторить свою молитву, даже если время молитвы не закончилось. Абу Са'ид аль-Худри сказал:
Если кто - то приносит воды прежде, чем он совершит или закончит молитву с тайаммум, его молитва становится недействительной, и он должен совершить омовение водой. Если человек не чист из-за полового акта или из-за сна с семяизвержением, или женщина после менструаций, и они молятся после выполнения тайаммум, они не должны повторить их молитву после обнаружения воды, но они должны исполнить г'усл (полное омовение) с водой, когда они смогут.

Умар сказал:
Пророк руководил людьми в молитве и позже увидел человека, который не молился. Он спросил: "Почему ты не молился с нами? " Человек ответил: " Я был нечист (сексуально) а воды не было. " Он сказал ему: " Используй землю и этого будет достаточно". Имран тогда сказал, что они позже нашли воду. Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, принес кубок воды для человека и велел ему исполнить г'усл. (Аль-Бухари.)

Имамы ал-Шафии, Абу Ханифа и Малик считают, что нужно сделать два удара по песку. После первого удара протереть лицо, после второго протиреть руки до локтей. При этом они опираются на хадис:"ал - тайаммум, два удара, удар для лица (т.е. для того, чтобы протереть лицо) и удар для рук до локтей (т.е. для того, чтобы протереть руки до локтей".
Более предпочтительный ответ, это мнение имама Ахмада, который считает, что достаточно одного удара по песку, и обтирание лица и кистей рук. При этом он опирается на хадис Аммара бин Йасира: "Меня постигло джанаба и я не нашел воду, повалялся в пыли и совершил солат, потом я упомянул это пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, тебе достаточно было бы это. И он ударил свои ладони об землю, подул на них и протёр ими своё лицо и свои кисти рук" (приводится у ал-Бухари, Муслима, Абу Давуда, ал-Насаи)

tauhid.com
Ответить

Вернуться в «Очищение»