Правовые положения, связанные с очищением (тахара)
Определение тахара
В арабском языке «тахара» – это чистота, избавление от грязи, как в буквальном смысле, так и в переносном – избавление от недостатков. Так, например, говорят: «татаххара би-ль-маъ» — «очистился водой», то есть «очистился от грязи». Или же говорят: «татаххара мина-ль-хасад» — «очистился от зависти», то есть очистил сердце от зависти.
В терминологии шариата под «тахара» понимается порядок действий, после которого становится дозволенным совершение намаза и того, что имеет его статус (как обход (тавваф) Каабы. – прим. пер.) Например, омовение для того, кто его не имеет; или же купание для того, для кого оно стало обязательным; или же очищение от нечистот (наджас) на одежде, теле или месте (на котором совершается намаз).
Забота ислама о чистоте
Ислам полноценным образом заботится о чистоте, что становится очевидным из следующих положений:
1) Повеление совершать омовение при совершении намаза несколько раз в день. Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (сура «Трапеза», аят 6).
2) Побуждение к купанию во многих случаях. Всевышний Аллах сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» (сура «Трапеза», аят 6). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязанностью каждого мусульманина перед Аллахом является купание один раз в семь дней, в который он моет свою голову и тело» (Аль-Бухари, Муслим (849)).
3) Повеление подстригать ногти, чистить зубы, очищать одежду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей относятся к естеству (фитре) человека: обрезание, удаление волос на лобке, подстригание ногтей, выщипывание волос подмышками и подстригание усов» (Аль-Бухари (5550), Муслим (849)). Он также сказал: «Если бы я не боялся обременить мою общину, то велел бы использовать сивак (зубочистку) при каждом намазе» (Аль-Бухари (847), Муслим (252)). А в версии, которую приводит Ахмад (6/325), говорится: «…при каждом омовении».
Также Всевышний Аллах сказал: «Одежды свои очищай!» (сура «Завернувшийся», аят 4). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы прибываете к своим братьям. Поэтому приведите в порядок свою поклажу и свою одежду, так, чтобы вы выделялись среди людей, как выделяется родинка на теле. Поистине, Аллах не любит скверность и занятие скверным» (Абу Дауд (4089)). Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура «Корова», аят 222). Ислам даже сделал очищение половиной веры, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Очищение – половина веры» (Муслим (223)).
Мудрость предписания очищения
Ислам предписал очищение, преследуя многие мудрости, некоторые из которых мы перечислим:
1) К очищению призывает естество (фитра) человека. Оно притягивает его к чистоте и отгоняет от грязи и неопрятности. А так как ислам является религией, соответствующей естеству человека, он призывает его к чистоте и соблюдению гигиены.
2) Ислам оберегает честь и достоинство мусульманина. Люди по своему естеству устремляются к опрятным и предпочитают общество с ними. Также как не любят грязных, неопрятных людей, унижают и избегают их, не желают находиться с ними. А поскольку ислам заботится о чести и достоинстве верующих, он повелевает им соблюдать чистоту и быть опрятными, чтобы верующие были среди своих братьев достойными и уважаемыми.
3) Ислам заботится о здоровье человека. А чистота и гигиена относятся к главным причинам, оберегающим его от болезней. Ведь более всего болезни распространяются среди людей по причине несоблюдения гигиены.
Также шариат повелевает очищение тела, мытьё лица и рук, полоскание носа, мытьё ног – части тела, которые постоянно подвергаются загрязнению – несколько раз в день, что защищает тело от болезней.
4) Мусульманин должен стоять перед Всевышним Аллахом чистым, поскольку в намазе он обращается к своему Господу и беседует с Ним. Поэтому он должен быть чистым, – как внешне, так и внутренне: с чистым сердцем и чистым телом, – Всевышний Аллах любит кающихся и любит очищающихся.
Вода, которая пригодна для очищения
К видам воды относятся дождевая и морская вода, вода из колодцев, речная, родниковая и талая вода (изо льдов).
Все эти виды воды можно отнести к двум категориям: к тому, что выпадает с неба, и к тому, что проистекает из земли. Всевышний Аллах говорит: «Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду» (сура «Различение», аят 48). Аллах также говорит: «…и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею» (сура «Добыча», аят 11). Также Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал, что некий мужчина спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха! Выходя в море, мы берём с собой немного воды. Если же мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?» Он сказал: «Морская вода чиста и пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу» (хадис передали пятеро: Абу Давуд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Маджа и Ахмад ибн Ханбал, а Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим достоверным).
***
Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]
Аль-фикху ль-манхаджи (1/27-30). Предисловие к главе очищени
Перейти
- Объявления
- ↳ Объявления
- Ислам
- ↳ Коран и Сунна
- ↳ Изучение Корана
- ↳ Усуль аль-фикх
- ↳ Хадисы
- ↳ Вероубеждение (Акыда)
- ↳ Нрав и Отношения
- ↳ Наслаждайся своей жизнью
- ↳ Некоторые адабы Ислама (Мин адаб ал-Ислам)
- ↳ Мазхабы
- ↳ Оставление грехов
- Фикх
- ↳ Торговые отношения
- ↳ Купля-продажа
- ↳ Залог
- ↳ Ростовщичество
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Интимные вопросы
- ↳ Семья и Женщина
- ↳ Семейные отношения
- ↳ Брак и Развод
- ↳ Завещание
- ↳ Политические отношения
- ↳ Ибада (Поклонение)
- ↳ Намаз
- ↳ Пост
- ↳ Похороны
- ↳ Хадж
- ↳ Закат
- ↳ Очищение
- ↳ Нормы употребления пищи
- ↳ Акты поклонения
- ↳ Уголовное право и судейство
- Умма
- ↳ Новости
- ↳ История
- ↳ Жизнеописание Пророка
- ↳ Истории пророков
- ↳ Жизнеописание сподвижников
- ↳ Биографии учёных
- ↳ 100 историй о кончине несправедливых
- ↳ Исламская история
- ↳ Поиск знаний
- ↳ Мусульманка
- ↳ Детям
- ↳ Ахлю-Сунна валь-Джамаа
- ↳ Общество
- ↳ Исламские термины
- Чеченский
- ↳ Статьи
- ↳ Хьехаме дешнаш
- ↳ Книги
- ↳ Аудио
- ↳ Ахьмад Хьамза
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Фарукъ
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ Áджуррумия
- ↳ Шархь ал-усул ас-саласа
- ↳ Дешхьалхе
- ↳ Массарна а хаа безаш болу кхо бух. Хьалхара бух: Сийлахь-веза Аллах1 вовзар
- ↳ Шолгlа бух: Ислам дин довзар
- ↳ Хьалхара тIегIа: Исламан арканаш
- ↳ ШолгIа тIегIа: Иман
- ↳ Кхоалгlа тlега: ал-Ихьсан
- ↳ КхоалгIа бух: Вайн пайхамар Мухьаммад (АллахIера къинхетам а, маршо а хуьлда цунна) вовзар
- ↳ Чаккхе
- ↳ Имам ан-Нававийн 40 хьадис
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ Хуласатул-калами 1ала 1умдатил-ахьками
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ 200 хаттар-жоп Iакъидатах лаьцна
- ↳ Скачать одним файлом
- ↳ МанхIаж ас-саликин ва тавдихь ал-фикъхIи фид-дин
- ↳ Iиса
- ↳ Хьехамаш
- ↳ Ламаз хIунда до вай
- ↳ Пайхамарийн дийцарш
- ↳ ШоIип
- ↳ Ялсаманехь ирс эцар
- ↳ Ирсе х1усам
- ↳ Майрачуьнан декхар
- ↳ Зудчуьнан декхар
- ↳ Олхазар
- ↳ Хьехамаш
- ↳ ФикъхIан баххаш - ал-Варакъот
- ↳ Бусалба динан гIиллакхех (цхьадерг)
- ↳ Имам Нававийн 40 хьадис
- ↳ Ийманан гIийлалла
- ↳ Лаид
- ↳ Асхьабийн дахарах лаьцна дийцарш
- ↳ Шахсолт
- ↳ Видео
- ↳ Шархь ал-Манзума ал-хьаиййахl
- ↳ 354 Суннат
- ↳ Тlахир | Суннаташ
- ↳ Картинки
- ↳ Хьехаме суьрташ
- ↳ Берашан
- ↳ Словарь
- Медиа
- ↳ Видео
- ↳ Аудио
- ↳ Изображения
- Вопрос - Ответ
- ↳ Общие
- Разное
- ↳ Сайты
- ↳ Свободные темы
- ↳ Отзывы и предложения